Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
15 признаков, что ребенок подвергается издевательству и отвергаем сверстниками
05 августа 2019

Каждый человек, отличник он или троечник, толстый или тонкий, богатый или бедный, высокий или низкий, может быть отвергнут в обществе. Одни с этим справляются (от месяца до полугода), а к другим роль «изгоя», «козла отпущения» прилипает надолго.

Чаще всего случаи буллинга происходят в подростковом возрасте, известны истории и с младшими школьниками. Примеры:

  1. одноклассники забросили портфель в мусорный контейнер и заставили жертву лезть и доставать его. А потом обзывали «помойкой»
  2. заставили пописать в бутылку и выпить мочу

3. вымогают деньги и заставляют воровать

4. снимают на видео и выкладывают в интернет с комментариями

5. смеются, обзываются, не разрешают дружить.

Чем это может обернуться для неокрепшей психики ребенка? Предлагаем несколько историй по теме от психолога БФ «Дорога к дому» Елены Ливенцевой:

- В службу «Подросток» обратилась мама одиннадцатилетнего мальчика - в школе не пишет на уроках, дома вредничает. Последний эпизод - кража телефона в школе, дома пропали деньги. Деньги раздал друзьям, телефон пытался перепродать, но потом испугался и решил выкинуть его в окно. Телефон не нашли. На встрече с психологом мальчик вел себя очень скромно, глаза в пол, сказать то, что хочет, не может. Смотрит на взрослых с упреком и не хочет признавать своей вины и последствий. Хотя, ему жаль, что так получилось. Считает себя невиновным. Специалист сразу видит в поведении ребенка жертвенность, суетливость, есть ощущение другой правды. Родители же воспринимают такое поведение подростка как наглость, невменяемость, нежелание сотрудничать, лживость, неуважение ко взрослым, увертливость и даже издевательство по отношению к ним. Но дело гораздо сложнее. Специалист не спешит обвинять. Осторожно спрашивает, не обижают ли его. Ребенок теряется еще больше.

Иногда дети, беседуя с психологом, переходят в агрессию - кто ж его может обидеть? Или могут начать жаловаться на всех подряд, демонстрировать себя жертвой. Родители торопятся остановить и первое, и второе. Они в плену своих чувств, страхов: может он наглый вор, коварный лжец, лентяй и потребитель?

Не сразу, но в процессе беседы все же выясняется, что возобновились случаи преследования подростка старшеклассниками, а вымогательство денег были и раньше. Ребенок жаловался, но родители посоветовали, что лучше держаться от этой компании подальше, обходить стороной. Драться и жаловаться запретили, как бы хуже не стало. Мама в процессе консультации делится тем, что сама очень боится ситуаций, когда кто-то осуждает, старается всем угодить, быть идеальной для других. Дома часто срывается, строга и требовательна.

— И уроки делаем вместе с сыном - но он не пишет в классе. И развлекаем детей, дорогие подарки всегда, но как будто ничего не ценится. Сын часто плачет, говорит, что он хуже всех, ноет, что никому не нужен. Папа мальчика живет в другой семье, расстались с ним по причине конфликтов на почве употребления алкоголя, - рассказывает она.

К отцу ребенка уважения со стороны мамы и отчима явно недостаточно. В семье есть еще один сын, 5 лет, вот тот радость мамы и папы. С ним все хорошо. В процессе работы психолог выходит на то, что ребенок не получает дома уважения к себе как к старшему ребенку, часто попадает под критику и насмешки, вызывает у родителей чувство досады и разочарования. Именно такое мнение о себе, неумение постоять за себя, зажатость и обреченность сделали мальчика привлекательной жертвой для обидчиков. В настоящее время мама учится общаться с подростком без критики и обвинений, учится слушать и доверять подростку. Подключились взрослые и к ситуации вымогательства денег и остановили ее. Мальчик учится давать отпор, не идти на провокации, обращаться за помощью, открыто говорить о трудностях. Летом семья занимается спортом, путешествует, что позволяет подростку окрепнуть физически и почувствовать себя уверенно.

Еще одна история.

Шестиклассник Андрей школу не любил. Интереса к учебе у него не было, друзей — тоже. Группа одноклассников преследовала его, издевалась. Однажды не выдержал мальчишка - выплеснул всю накопившуюся злость, подрался и порвал портфель одному из них. Результат был печальный- подростка поставили на учет в УМВД города.

Дома Андрею тоже доставалось. Очень требовательная и правильная мама, настоящая «железная леди» не давала спуску и постоянно пыталась «загнать» его в рамки. «Старший в институте учится, в Питере, а ты! Позор!»,- кричала в порыве злости она. Когда Андрею было 4 года она развелась с мужем- алкоголиком и взвалила все на себя. Дом- работа- дом. Пыталась решить школьные проблемы сына: ходила в школу, разговаривала с педагогами, одноклассниками. Но все оставалось по-прежнему.

Конец этой истории мог быть печальным. Мама в глубокой депрессии и загнанный в угол подросток, не видящий своих перспектив. Женщина обратилась за помощью к специалистам Фонда. Андрея перевели в другую школу, но к концу второй четверти вновь начала снижаться успеваемость, и друзей у подростка не появилось. Подключили к работе социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних. Мальчик подтянул учебу, поступил в техникум на бюджетное отделение. Сейчас сам помогает «потерявшимся в жизни» - стал добровольцем.

В этих историях много общего. И если бы родители раньше забили тревогу и вовремя обратились к психологу, то многих проблем можно было избежать. Но как распознать, что ребенок подвергается буллингу со стороны сверстников? Таких «тревожных звоночков» много, психологи выделили 15 маркеров, которые могут помочь родителям.

  1. Слишком замкнут. Мало говорит о школе и друзьях. Избегает дома вопросов и разговоров о школе.
  2. Агрессивно высказывается в адрес одноклассников. Любит подчеркнуть ошибки, недостатки других.
  3. В своих высказываниях рассуждает о классах людей: есть те, кто сильнее и подавляет других. Есть обиженные и обделенные. О себе не говорит. Считает себя вне классов, но видит несправедливость устройства общества.
  4. Присутствует зажатость, сутулость, неловкость в движениях.
  5. Много сидит в виртуальных сообществах: играх, группах. Часто может быть фотография / картинка животного на аватаре в социальной сети.
  6. Интересуется аниме, рисует образы, сочиняет истории. Слишком много времени смотрит мультфильмы аниме.
  7. Часто переживает об обиженных и обделенных. Любит рассказы, истории о том, как плохо поступили с животными, инвалидами, людьми.
  8. Агрессивно, недоверчиво относится к тем, кого считает чужими.
  9. Очень зависит от кого-либо, чего-либо. Может зависеть от родителей, от одного друга, который может "бросить", кумира. Ждет настоящего надежного друга. Часто бывает обманут.
  10. Очень хотят завести животного, чтобы он был им предан на 100%.
  11. Может приходить с синяками, порванными вещами, испачканными принадлежностями со школы.
  12. Агрессивное поведение дома, капризы, вредительство, игнорирование, правонарушения.
  13. Желание поспать подольше, трудный подъем, лень утром и днем. К вечеру активность увеличивается.
  14. Страх ошибки, желание все сделать на отлично. Так как веры, что все получится нет, то лучше отказаться от дел вообще.
  15. Считает себя неудачниками, имеет заниженную самооценку. Боится пробовать что-то новое, не уверен в себе.

В случае отвержения ребенка сверстниками обязательно нужно, чтобы взрослые пришли на помощь, помогли справиться с ситуацией. Есть несколько рекомендаций, которые помогут предотвратить проблемы с принятием ребенка в группе сверстников.

  1. Искренние, открытые отношения в семье. Принятие и уважение супругами друг друга, доброжелательное общение с бабушками, дедушками, тетями и дядями. Чем больше опыта открытого общения и уважения в семье, тем легче ему общаться, тем лучше он чувствует, где настоящая дружба и поддержка. Трудно тем детям, чьи родители на грани развода, часты дома скандалы, измены, предательства и неуважение.
  2. Уважение ребенка, отказ от подавления, обзываний, критики по любому поводу, чрезмерному контролю.
  3. Разрешение на проявление чувств. Если ребенок умеет осознавать и проживать свою грусть, боль, говорить о ней, справляться с чувствами, то он будет иметь ценность своей личности, своих переживаний. В семьях часто запрещают детям плакать и жаловаться, злиться и кричать. Так дети привыкают к тому, что их переживания не важны.
  4. Обучение и разрешение самостоятельности. Поддержка ребенка в его желании решить самому, сделать по-своему, доказать свою точку зрения. Важно, чтобы дома ребенок научился спорить и отстаивать свое мнение.
Вы всегда можете обратиться за бесплатной консультацией и помощью к психологам Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» по телефону службы «Подросток»- (8202) 26-99-88 , (8202) 20 14 68; службы правовой и психологической помощи - 8-921-540-09-88.
Остальные статьи