Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Без «сора из избы». Истории успешных процедур медиации
27 октября 2017

Как правило, конфликты между детьми становятся известны взрослым только после произошедшего и когда кто-то реально пострадал. Школа и семья должны сделать все возможное, чтобы их вовремя предотвратить.

«Моя дочь лишняя в классе»

- Меня зовут Марина Владимировна, моя дочь Ира попала в сложную ситуацию. Я не знала, как ей помочь. Классный руководитель посоветовала мне обратиться в школьную Службу медиации. Сначала я долго сомневалась, но потом все-таки решилась и не пожалела, - рассказывает Марина Окунева.

Женщину очень беспокоило, что ее дочь не хочет ходить в школу:

- Все началось с конфликта между дочерью и одноклассницей Дариной, которая является лидером класса. Дарина подговаривала одноклассниц не общаться с Ирой, на общем фото класса обрезала лицо моей дочери, а затем исключила ее из беседы ВКонтакте, где одноклассники скидывали всю важную информацию об уроках, школе. В классе стали подшучивать над моей дочкой, избегать любых разговоров с ней, могли, например, не сказать, что нужно нести на труды, - вспоминает Марина Владимировна.

На первой встрече, когда мама с дочкой пришли в Службу медиации, медиатор спрашивала их о том, что случилось, как они переживают эту ситуацию, хочет ли Ирина найти выход и согласна ли прийти на примирительную встречу с Дариной.

- Нам пояснили, что с Дариной, если та согласится, медиатор также встретится для того, чтобы узнать ее отношение к этой ситуации, - рассказала мама школьницы.

Во время общей встречи девочки рассказали о том, что раньше они общались и даже ходили друг к другу в гости. Оказалось, что у Дарины были давние обиды на Иру из-за неудачной шутки перед классом. Подростки во время диалога рассказали о своих переживаниях и страхах: Ира поделилась, что не подходила к Дарине - боялась выглядеть смешно и глупо. Девочки осознали, что неприятные чувства мешали им найти общий язык и снова начать общаться. Каждая из них принесла извинения, и сообща решили, что Дарина будет оказывать помощь Ире в любых вопросах и поддерживать ее в классе, а Ира будет активно участвовать в жизни своего школьного коллектива.

- Прошло уже несколько месяцев после того, как девочки общались с медиатором, отношения в классе улучшились, Иру снова включили в общий диалог, а участие в подготовке мероприятий очень сплотило ее и одноклассниц. Поэтому я очень благодарна медиатору за работу, и всем теперь советую, если есть конфликт, не затягивать и сразу обращаться в Службу медиации, - добавила Марина Владимировна.

Петарда в портфеле

- Однажды мой сын Юра, учащийся 6 «В» класса, вернулся из школы расстроенным. Я сразу поняла - что-то произошло. Он мне рассказал, что когда возвращался с одноклассниками Даниилом и Сергеем из школы, ребята решили подшутить над ним, бросив петарду в его портфель, на котором после этого образовалась большая дыра. Больше всего я переживала, что все могло закончиться гораздо серьезнее. Что если петарда разорвалась бы на теле или в руках!? Я сразу обратилась к классному руководителю, чтобы она помогла мне встретиться с Даниилом и Сергеем и их родителями для обсуждения ситуации, - рассказывает историю конфликта мама ученика Ксения Сергеевна.

Классный руководитель посоветовала женщине обратиться в школьную Службу медиации.

- На первой встрече со специалистом мне рассказали, что такое медиация, и кто такой медиатор. Раньше о медиации я ничего не слышала и не представляла, что это такое. Теперь я знаю, что медиатор – это посредник, который помогает разрешить конфликт. Со мной и с сыном говорили доброжелательно, объяснив правила ведения беседы, что все основывается на добровольности, конфиденциальности, независимости медиатора и равноправии обеих сторон. Мне было важно, чтобы мальчишки, которые совершили этот поступок, оценили всю серьезность ситуации. Мне также хотелось узнать, почему с моим сыном они поступили таким образом. От родителей учащихся мне хотелось не только услышать их мнение насчет случившегося, но и решить вопрос с испорченным портфелем. Медиатор слушала меня, не перебивая, задавала уточняющие вопросы. При общении мне было легко рассказывать о сложившейся ситуации, зная, что меня никто не осудит или оставит с проблемой наедине, - рассказала мама Юры.

Вторая встреча состоялась совместно с родителями Сережи и Дани.

- Конечно, я волновалась и переживала, как все пройдет, но старалась держать себя в руках. Медиатор объяснила правила ведения беседы, предложила рассказать сыну и мне о ситуации. На встрече я услышала, что отец Сережи и мать Даниила отрицательно относятся к поступку своих детей, и они сразу принесли свои извинения. Одноклассники же Юры не думали, что шутка обернется в такую серьезную ситуацию. Родители мальчиков согласились с моим предложением о финансовом возмещении за испорченный портфель. Этот вопрос решили сразу же на месте. Медиатор предложила заключить примирительный договор, и мы все согласились. Я очень рада, что наша проблема не осталась неуслышанной и непонятой и, что ситуацию удалось разрешить мирным способом, без привлечения других служб. Кстати, все трое мальчиков сейчас продолжают дружить, - добавила Ксения.

Кража «на спор»

Как отмечают специалисты, за последнее время в Комиссии по делам несовершеннолетних увеличилось количество рассмотренных случаев мелких хищений в торговых центрах, совершенных подростками.

- Мне предложили прийти на встречу с ребенком до того, как поступок, который совершил мой сын, будет рассматриваться Комиссией по делам несовершеннолетних, - рассказывает Алена Васильевна, мама 12-летнего Ильи.

На встрече медиатор спрашивала Илью о том, что произошло на самом деле, и мальчик рассказал свою историю. Так получилось, что гуляя с другом и еще одним знакомым подростком на стадионе, он захотел купить воды в ближайшем магазине. У него на это были карманные деньги. Но знакомый предложил сходить в ближайший торговый центр: там всегда большие скидки и акции. Когда они туда пришли, этот знакомый, Артем, взял Илью на «слабо» - а сможет ли он вынести шоколадку, ведь у него самого, мол, уже не один раз «прокатывало» и звуковой сигнал на выходе из магазина не срабатывал. Когда Илья, имея карманные деньги, взял шоколад и пошел, Артем попытался его остановить, но было уже поздно. На выходе ребят встретил охранник с предложением пройти в административное помещение. Ущерб составил 43 рубля.

- Мне позвонили из первого отдела полиции. Все домашние дела бросила, сразу поехала. Никак не укладывалось в голове - мой сын и украл шоколад из магазина. Хоть я и воспитываю ребенка одна, у нас с ним очень доверительные и теплые отношения, Илья хорошо учится в школе, ходит на спортивную секцию, имеет достойное портфолио. И на тот момент у него были свои деньги, - вспоминает Алена Васильевна.

На встрече медиатор задавала вопросы Илье и его маме, как они чувствуют себя в этой ситуации, как повлияла данная ситуация на их взаимоотношения, каковы последствия для себя видит Илья и что ему стоит делать, чтобы подобного впредь не повторилось.

- Самое главное - на этой встрече я увидела и услышала, что мой ребенок искренне раскаивается, испытывает стыд в отношении меня и сотрудников магазина. Он попросил у меня прощения и проговорил важные для себя решения. Чтобы в будущем с ним такого больше не произошло, мой сын решил не поддаваться на чужие уговоры, внимательнее выбирать себе друзей, а самое главное, научиться говорить «нет», отстаивать свою точку зрения, - рассказала мама Ильи.

По словам методиста проекта «Точка возврата» Марии Соловьевой, работая с такими сигналами, важно присутствие взрослых на встрече:

- В момент, когда ребенок оказался в непростой ситуации, ему важно слышать и чувствовать поддержку близкого окружения, которое, с одной стороны, не одобряет данное поведение, но в тоже время испытывает массу противоречивых чувств и переживаний, иногда мешающих выразить свои эмоции. Как правило, и для родителя восстановительная работа оказывается полезной и важной.

Остальные статьи