Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Если ребенок остался без присмотра…
26 марта 2020

Если ребенок остался без присмотра…, изображение №1

Оставляли ли Вы хоть раз в жизни своего ребёнка одного без присмотра? На «пять минут» или на несколько часов? В машине, на улице, дома или просто в соседней комнате или в ванной?

В ситуации, когда родителю не с кем оставить ребенка, а отлучиться всё же надо, может оказаться каждый. Одному бежать на смену в 12 часов, другому, буквально на пару минут, выйти «за хлебом»... Но тот и другой вариант может нести в себе одинаковый риск и закончиться трагедией.

На какое время и с какого возраста допустимо оставлять ребёнка одного, мы и поговорим в этой статье. Комментарии Галины Шишмило, психолога проекта «Зелёная комната» благотворительного фонда «Дорога к Дому». 


В наше время много противоречивой информации о воспитании самостоятельности у детей. С одной стороны, говорят о необходимости формирования у ребёнка доверия к миру, с другой - рассказывать об опасностях того же самого мира. Истина, как всегда, где-то посередине. Знание определенных правил поможет родителю обезопасить своего сына или дочку.

Важно! Надо понимать, что, если Вы оставляете ребёнка дома одного, и с ним что-то происходит - это целиком и полностью Ваша ответственность.

Ваш, казалось бы, ранее тихий и послушный малыш может внезапно захотеть поиграть в водолаза или пожарного, насмотревшись мультиков. Несмотря на то, что Вы не раз говорили ему не трогать кран или газовую плиту, его фантазия может разыграться. Крепко спящий малыш может проснуться в любое время и залезть на окно, которое Вы открыли для проветривания. И даже если оно открыто в режиме микропроветривания, нет гарантии того, что ребенок, в силу особенностей возраста, вдруг не решит попробовать открыть оконный фиксатор. Даже если он никогда его не интересовал раньше. Всё может произойти впервые. Так работает детский и здоровый ум, ребенок исследует, пробует новое, к сожалению, иногда в обход наших запретов.

То же самое касается газовой плиты, спичек, горячих предметов, открытых розеток, острых углов и предметов, лекарств, включенных электроприборов, тяжелых предметов на верхних полках, даже лампочек в люстрах - всё это может представлять интерес для маленького ребенка и являться причиной опасности для него.

Так же, как и обычная ванна. Самостоятельный 3-летний малыш, не раз уже остававшийся купаться один, может внезапно нырнуть под воду и потерять ориентацию. И если рядом не окажется взрослого, способного ему помочь, все может закончится трагедией.

Новорожденному мы создаём безопасное пространство, где в любую минуту готовы оказаться рядом. Или же поручаем присмотр за малышом другому человеку, который способен позаботиться о себе и о безопасности ребенка.

Ребёнок подрастает, и это самое время постепенно приучать его к самостоятельности, показывая и рассказывая, что безопасность может зависит не только от взрослых, но и от него самого.

Начинать можно с предоставления возможности поиграть ребенку одному. Вначале Вы находитесь рядом, затем в другой комнате. Так он постепенно будет убеждаться, что может находиться в комнате некоторое время один, но вы всегда где-то близко.

Говорите с ним о безопасности наглядно, постепенно и неоднократно.

✓ НАГЛЯДНО, чтобы ребенок прожил и прочувствовал то, что Вы хотите до него донести. В игровой форме, рисуя с ним или с помощью кукол, с более старшими детьми проигрывая по ролям, где ребенок осваивает навыки поведения в опасной для него ситуации.

✓ ПОСТЕПЕННО, потому что даже нам взрослым иногда сложно освоить несколько правил за раз, а ребенку и поныне. Поначалу, один урок - один навык, в последующем - чуть больше. Объясняя понятным языком для ребенка, избегая длинных нравоучений и наставлений.

✓ НЕОДНОКРАТНО, а здесь как в пословице "Повторение - мать учения", где через время Вы сможете ещё раз оценить, насколько ребенок усвоил предыдущие уроки.

И с каждым разом давайте ребенку всё больше самостоятельных действий, где он сам одевается и раздевается, наливает и ставит стакан на стол, режет ножом масло, поливает цветок. Покажите, где лежит его одежда и куда складывается грязная, где он может достать еду и пусть она будет на безопасной для него высоте.

Показывайте и рассказывайте, как включаются свет в комнате, необходимые электроприборы: плита, микроволновка, чайник. Вначале он делает это под вашим присмотром, а, становясь старше, сможет уже это делать один.

Научите не открывать дверь незнакомцам и даже знакомым, о приходе которого Вы его не уведомили. В случае возникновения опасности в квартире, научите и покажите,как покинуть помещение.

Помогите освоить телефон и запомнить номера родителей, родственников, службы спасения. Запишите все номера на бумаге и положите на видное место. Пусть ребенок знает, что нужно сообщать по телефону в службу спасения: ФИО, адрес, ситуацию.

Расскажите ребенку почему нельзя поддаваться на уговоры незнакомых людей на улице и уходить с ними. Научите не стесняться звать на помощь прохожих, а также просить помощи у сотрудников магазинов или взрослых с детьми, чтобы позвонить по телефону родителям или в полицию. Объясните, что в том случае если ребенок потерялся очень важно не уходить с места — так быстрее его смогут найти.

Когда Ваш ребенок научится принимать правильные решения в обычных бытовых и экстремальных ситуациях, понимая правила поведения и техники безопасности и зная к кому и куда обратиться за помощью, только с этого момента можно считать, что ребенок относительно готов на какое-то время оставаться один.

Телефон доверия в Череповце 288-588. Для детей и родителей. Анонимно, безопасно, круглосуточно!

Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/241223/pub_5d7683f805fd9800ad7d43d7_5d768404e4f39f00af2a7a99/scale_1200

 
 
 
Остальные статьи