Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Как отучить ребенка обманывать?
28 ноября 2016

На самые распространенные вопросы родителей отвечают психологи «Службы оперативной помощи» программы «Дорога к дому».

 

Вопрос: Мой ребенок часто врет, причем ложь его совершенно бессмысленная, например, скрывает свои плохие оценки, прячет дневник и говорит, что забыл его где-нибудь. Как отучить его от этой ужасной привычки?

 

Ответ специалиста: Если ребенок врет, то это первый признак того, что правду говорить ему более опасно, чем лгать. Причину такого поведения нужно искать не в личности самого ребенка, а в нарушении взаимопонимания его с взрослыми. И в первую очередь, в «условной любви», со стороны родителей к ребенку, когда родители предъявляют условия, при выполнении которых ребенок может надеяться на получение определенной порции любви. Если же условия не выполнены, то родители демонстрируют свое недовольство.

 

Давайте вспомним момент, когда ваш ребенок приходит со школы. Если ваша встреча начинается с вопроса: « Какую оценку получил?» или «Как вел себя в школе», то это и есть проявление «условной любви». Если ребенок был успешен, то родители ему рады и проявляют свои чувства через улыбку, ласковые слова, объятия, поцелуи и т. д. Если же нет, то выражают разочарование разными способами от грустной мимики лица и обиды до жесткого наказания. Трагедия такой реакции взрослых состоит в том, что у ребенка формируется заниженная самооценка, так как он чувствует себя любимым или нелюбимым строго в зависимости от успехов своей деятельности. Испытывая естественную потребность в любви близких людей, и осознавая, что самого факта его жизни недостаточно для того, чтобы быть любимым, ребенок вынужден придумывать себе дополнительные заслуги и скрывать не успешность. Есть предположение, что в этом конкретном случае, ложь со стороны ребенка вызвана именно этими причинами. Таким образом, он хочет понравиться строгим родителям. В ситуациях детской лжи всегда есть строгий родитель.

 

Конечно, причину того, что ребенок говорит неправду, нужно искать в каждом конкретном случае отдельно, но есть общие воспитательные подходы, о которых должны помнить родители.

 

Прежде всего, необходимо разделить два понятия: личность ребенка и его поступки. Личность не должна оцениваться, ребенка нужно принять таким, какой он есть. При нормальных отношениях у родителей, бабушек и дедушек он вызывает только приятные чувства. Не скрывайте своей радости, когда встречаете ребенка, улыбнитесь, обнимите, прикоснитесь к нему с любовью. При этом, кроме приятных чувств, которые он испытает, он получит еще информацию о том, что он хорош и ему рады в этом мире. Это обязательно положительно отразится на формировании его самооценки.

 

К поступкам и поведению детей можно относиться по – разному, в том числе и с осуждением. Но важно, чтобы в любой сложной ситуации ребенок мог больше рассчитывать на поддержку близкого человека, чем на осуждение.

 

Давайте рассмотрим две разные реакции отцов на одинаковые поступки детей, например, неудовлетворительные оценки по контрольной работе.

 

Первая: «Я в твоем возрасте все время учил уроки и получал хорошие оценки, мама тоже была круглая отличница, в кого же ты пошел? Мне стыдно сказать знакомым, что мой ребенок двоечник. С этого дня гулять не будешь, к телевизору даже не подходи, о друзьях забудь. Сиди и учи уроки, пока не будет хороших результатов». Ребенок принимает эту информацию следующим образом: « Я ни когда не буду таким достойным и уважаемым, как мои родители, так как я изначально другой. Они не получали плохих оценок и кроме учебы их ничего не интересовало. А мне общение с друзьями, игры, веселые передачи более интересны, чем решение задач. Значит, и мое будущее будет не таким успешным, как у моих родителей».

 

Вторая реакция: « Я сочувствую тебе, понимаю твое настроение. Сам, помню, получил когда-то в пятом классе тоже двойку, как же мне было стыдно перед ребятами и учительницей. Долго переживал, но потом понял, что слезами делу не поможешь, поэтому решил выучить все правила и порешать примеры. В следующий раз получил уже хорошую оценку. Давай посмотрим, за что ты получил двойку? И как собираешься решать эту проблему? В чем я могу тебе помочь?» У ребенка здесь появляется надежда, что он выйдет из этой неприятной ситуации. Он чувствует рядом близкого человека, готового прийти на помощь. Появляется уверенность в собственных силах, ситуация не воспринимается, как безвыходная. Эта ошибка не зачеркивает будущее: « Папа справился со сложной ситуацией, я тоже найду выход из этого положения и, в будущем будет все хорошо». Главное, что в этом случае ребенку нет необходимости говорить неправду.

 

Там, где есть понимание и поддержка близких людей, там есть и теплые открытые отношения безо лжи и приписывания себе дополнительных заслуг.

 

Специалистом выступила психолог Анастасия Пешеходова

Остальные статьи