Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Помочь детям
Когда заканчивается подростковый возраст?
16 мая 2016

В предыдущей статье мы говорили о временных границах подросткового возраста, и обозначили характерный основной признак, сигнализирующий о его начале.

 

В настоящей статье мне бы хотелось обсудить еще один, немаловажный момент, касающийся подросткового возраста. Это вопрос о том, когда же считать этот период жизни завершенным. Итак, основным психическим новообразованием, которое должно сформироваться к финалу подросткового возраста является развитая рефлексия. Именно она помогает решать задачи подросткового возраста, такие как отделение и самоопределение. Причем, здесь следует оговориться, что подростковый возраст считается не завершенным, если рефлексия так и не сформирована.

 

Прежде чем начать наше рассуждение на тему рефлексии обратимся к энциклопедии, и ознакомимся с тем, как там трактуют это понятие. Ниже я привожу небольшую выдержку из статьи, посвященной теме рефлексии в Новой философской энциклопедии (2003).

 

Рефлексия - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека.

 

Наиболее распространенное определение рефлексии в психологической науке говорит о том, что это способность к самонаблюдению.

 

Эта способность архи важна для каждого из нас. При ее отсутствии или слабом развитии поведение человека, в лучшем случае можно назвать неадекватным. Поступки становятся хаотичными, беспорядочными, не имеющими смысла. А на вопрос, «почему ты это сделал», человек чаще всего отвечает: «не знаю», или, в лучшем случае: «мне захотелось». Поведение в основном определяется сиюминутными импульсами. Отсутствует понятие о причине и следствии, либо проговариваются «шаблонные» причины и следствия.

 

Вам, конечно, уже удалось в этом описании узнать поведение среднестатистического подростка? Действительно, подростки активно стремятся приводить в жизнь взрослое поведение, однако при этом отсутствие или слабая развитость такого механизма, как рефлексия, сильно затрудняет этот процесс, и очень часто приводит к различного рода конфликтам с социальным окружением. Чем может помочь родитель в процессе формирования рефлексии у подростка? Самое главное, что может сделать родитель в этом направлении – это задавать вопросы и давать обратную связь по поводу поведения, мыслей и чувств подростка. Причем обратная связь может быть любой как положительно - отрицательной, так и нейтральной, но ни в коем случае она не должна заменятся оценкой. Однако особая роль в этом процессе принадлежит вопросам, задаваемым ребенку. Они, преимущественно, должны касаться причин и следствий его поведения. Например, ребенка можно спросить о том нравятся ли ему последствия его поведения, какие его поступки привели к этому результату, что он может сделать по – другому в следующий раз и т.п. По сути дела, на определенном этапе задающий эти вопросы становится своеобразной внешней рефлексией, вследствие взаимодействия с которой, путем сложных психических действий у ребенка и формируется собственная уже внутренняя рефлексия.

 

Другими словами, если подросток научится отслеживать свои поступки, понимать причины возникающих последствий то, следовательно, у него значительно возрастут шансы, научится управлять собственным поведением, таким образом, что он сможет в дальнейшем легко адаптироваться к любым возникающим изменениям.

 

Екатерина Кряжева, специалист Службы оперативной помощи

Остальные статьи