Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
От конфликта к переговорам
02 марта 2018

8oD_-vOVPCMДвое начинают решать важные для себя вопросы, их мнения расходятся, проявляются разные точки зрения. Дружеское общение переходит в конфликтное, и двое становятся соперниками, эмоционально настаивающими на своем. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте.

К сожалению, в конфликтной ситуации атмосфера между людьми, как правило, ухудшается. А конфликтующие проявляют некоторые, вполне объяснимые, стереотипы поведения:

Противник плохой или «поиск соринки в глазу другого» 
Человек в конфликте объясняет свои действия сложившимися обстоятельствами и необходимостью, а действия другого - присущими ему негативными чертами личности. Складывается образ «врага», который может не соответствовать истинному положению дела, создать оправдание для применения силы в решении конфликта. Каждый из участников конфликта видит недостатки и погрешности противника, но не замечает того же за собой. Конфликтующий не оценивает объективно смысл собственных действий по отношению к оппоненту и с негодованием реагирует на его действия.

Сужение «пространства» понимания 
От малейшего действия, фразы негативные эмоции вспыхивают, человек «взрывается». Сильные эмоции делают его как бы «глухим» к восприятию ситуации, себя и другого человека. Сказанные противником плохие слова надолго запоминаются и переживаются. Собственные же слова оправдываются случайностью, в «запале спора».

«Иллюзия собственной правоты» 
Человеку, вовлечённому в конфликт, кажется, что истина и справедливость целиком на его стороне. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов считает, что он прав, и стремится к справедливому, с его точки зрения, разрешению ситуации. При этом любые попытки пойти на компромисс со стороны противника не воспринимаются другой стороной как шаги к миру, примирение усложняется.

«Истощение сил» 
Человек устает от конфликта, ему легче разорвать отношения, не общаться больше никогда, чем менять свое поведение. 
Что же делать в таких ситуациях? Полезно перейти от противостояния к переговорам, при которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действии, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы. Если человек, с которым разгорелся конфликт очень важен для Вас, дорог, и нужно сохранить хорошие отношения, общение и планы на будущее, то переговоры — это тот способ при котором можно уйти от стереотипов поведения конфликтующих сторон и искать общие интересы и совместное решение проблемы.

Важно понять, что переговоры позволяют участникам: 
1.Признать и вместе проанализировать проблему, вместе искать варианты ее решения, демонстрируя друг другу, что вы партнеры, а не противники. 
2. Искать общие значимыеинтересы, объяснять другому собственных интересы и их значимость. Признать интересы партнера. 
3. Ориентироваться на поиск взаимовыгодных вариантов решения, отделить поиск вариантов от их оценки, выяснить, какой вариант предпочитает другая сторона. 
4. Суметь поставить себя на место оппонента и попытаться понять его точку зрения, проявить к нему уважительное отношение. 
5. Достигнутые договоренности будут исполняться сторонами без принуждения, ведь, в это вложены их собственные усилия.

«Одним из особых способов переговоров является восстановительная медиация, в котором строится диалог и возвращение к нормальным взаимоотношениям конфликтующих сторон. Помогает организовать диалог специалист-медиатор, именно он создает условия для освобождения от негативных эмоций, восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем», — прокомментировала специалист проекта «Точка возврата» программы «Дорога к дому» Наталья Куцеба.

Остальные статьи