Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Партнерство во имя детей
Путь от разлада к согласию
27 октября 2017

Сегодня в Службах примирения, созданных на базе городских образовательных учреждений Череповца, под руководством опытных кураторов практикует более 70-ти подростков-медиаторов. У каждого из них своя история прихода в медиацию, но объединяет их общая цель - желание сделать мир лучше.

В этом году Анастасия Коломина закончила школу и поступила в Северный государственный медицинский университет в городе Архангельск на специальность профилактическая стоматология. В своей школе девочка была практикующим медиатором и не раз помогала сверстникам найти решение в сложных конфликтных ситуациях. Этот материал девушка написала практически накануне последнего звонка.

«Если ко мне обратятся друзья, я не побоюсь провести медиацию»

Первое, с чего я начала это перечитала все материалы, которые были предоставлены на семинаре-тренинге по восстановительной медиации (в последующем я еще не раз обращалась к ним, чтобы выстраивать свою деятельность грамотно, в соответствии с технологией). Признаюсь, перед первой медиацией мне мешали внутренние барьеры: стеснение, страх, что уйдут участники конфликта, опасение, что проявится недоверие ко мне. Я часто слышала о том, что некоторые медиаторы так и не начинают работать в восстановительной технологии. Причин бывает много. Старшие классы - это время самоопределения и в приоритете может быть другая деятельность (творческая, исследовательская, проектная), а также простая нехватка времени в процессе подготовки к экзаменам, загруженность школьными предметами. Но, по своему опыту скажу, время на эту работу выделить можно всегда. Скорее всего, причины именно в личностной неготовности быть медиатором: отсутствию открытости, умении выслушать (внутренняя сдержанность), обращенности на человека, эмпатии, умении рефлексировать и анализировать, быстро реагировать, например, на изменение эмоционального состояния участников конфликта.

Деятельность медиатора позволила укрепить мой статус лидера в школьном коллективе, особенно в глазах школьников младшего и среднего звена. Они стали обращаться ко мне за советом, как к авторитетной личности. Опыт умения «мягко» выйти из конфликта улучшил и отношения в моей семье. Я – старшая дочь, часто приходится «разруливать» ссоры между братьями и сестрами, и это тоже своеобразная практика и проверка моих навыков медиатора. Родители заметили изменения: я стала спокойнее, научилась брать ответственность за свои поступки и они увидели мою взрослость, стали относиться как к равной, я стала капитаном своей жизни, и это ощущение мне понравилось! Теперь с родителями я не боюсь делиться своими опасениями и страхами, ведь я всегда получаю обратную связь. Мою деятельность в качестве медиатора семья всячески поддерживает: «Медиатор – очень важная работа. Если тебе нравится быть им, то справляйся с трудностями, преодолевай преграды, работай над собой. Это тебе обязательно поможет и во взрослой жизни», - сказал мой папа.

Если ко мне обратятся друзья, я не побоюсь провести медиацию, сохраняя нейтральность. Хотя это очень непросто принимать людей, непросто отстраниться от своих симпатий, антипатий. А они часто ждут присоединения к своей стороне, иногда прямых советов, что же им делать в сложной ситуации. Важно заранее до них донести, что в данный момент я не Настя, а Медиатор, посредник, а не помощник и я не принимаю ни одну сторону, ни другую.

Со временем, я поняла, что эта деятельность способствует моему личностному росту. Я преодолела стеснение, стала уверенней в себе. Сейчас мне предстоит выбрать профессию. Моя мечта - стать детским стоматологом, но также я рассматриваю варианты пойти учиться на психотерапевта или учителя русского языка и литературы. Я точно

понимаю, что так или иначе все знания и навыки, приобретённые мной, пригодятся и будут полезными в этих профессиональных сферах. В педагогике, например, я смогу использовать эту технологию в разрешении ученических конфликтов, в области психологии и психотерапии - мне могут быть полезны коммуникативные техники, а именно умение задавать открытые вопросы, пассивное слушание. А в работе стоматолога, наверно, не раз, придется встречаться с сильными эмоциями ребенка, его страхами и переживаниями.

Мери Мирзоян, учащаяся 9 класса МБОУ «Центр образования №12», практикующий медиатор, победитель конкурса «Лучший ведущий восстановительных программ 2015 г.», активный участник Сообщества медиаторов.

«Мы – не телепаты»

Даже при хороших отношениях между людьми периодически вспыхивают конфликты и ссоры. Их сложно избежать, если не знать и не придерживаться определенных правил. И главное здесь - научиться выходить из психологического состояния, которое ведет к конфликту. Мы ведь не телепаты: иногда не понимаем друг друга, иногда понимаем не правильно, трактуем неверно, домысливаем, «накручиваем». После ссор умные люди мирятся. Нужно остыть, подойти, начать разговор по-доброму, признать свою неправоту (обычно неправы оба) и спокойно обсудить происходящее, сделав на будущее нужные выводы.

«Хотите ли вы мириться?» - это, пожалуй, самый главный вопрос. Ответ на него решит дальнейшую судьбу ваших отношений. Вспомните все хорошее и плохое, взвесьте все «за» и «против». Не торопитесь с выводами. Желание помириться должно быть искренним, а не попыткой решить свои проблемы. Идти «на мировую» нужно с умом, дабы не вызвать очередную волну конфликта и разрыв отношений.

Диана Иванова, учащаяся 11 класса МБОУ "Образовательный центр № 11", практикующий медиатор, призер конкурса "Лучший ведущий восстановительных программ".

«Не стесняйтесь обращаться в школьную Службу примирения»

Часто бывает такое, что дети в школах сами пытаются решать свои проблемы со сверстниками. Но не всегда это заканчивается по - доброму, без насилия. Если конфликт не удается решить мирным путем, нужно не стесняться и обращаться в школьную Службу медиации. Медиатор поможет справиться с сильными переживаниями и организует встречу для диалога с другой стороной.

В Службу можно обращаться и самим родителям ребенка, ведь это самые близкие люди, которым ребёнок может рассказать о своей проблеме, и благодаря их поддержке найти выход из конфликтной, сложной ситуации.

ЦИФРА:

Почти 80% школьных медиаторов-подростков продолжают свою деятельность по восстановительной работе после окончания школы - уже в высших и среднеих профессиональных учебных заведениях.

Остальные статьи