Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Решаем конфликты по-новому
27 октября 2017

От конфликта к диалогу

Новый подход в разрешении конфликта – медиация. Его используют специалисты проекта «Точка возврата» целевой программы «Дорога к дому» в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций с участием подростков и их родителей.

Само понятие «медиация» означает «посредничество». Это переговорный процесс, основанный на добровольном согласии участников конфликта на диалог при помощи третьей, незаинтересованной и справедливой стороны – медиатора.

Медиатор выступает в роли посредника, который никого не обвиняет, не защищает, не осуждает и не наказывает, а поддерживает активность конфликтующих сторон в их стремлении осознать спорную ситуацию и искать взаимное решение. Сначала проходит общение с каждой из сторон, а затем с их согласия проходит примирительная встреча. Медиатор задает конфликтующим открытые вопросы, чтобы раскрыть каждому свое видение ситуации, подумать над последствиями, понять ответственность за ее исправление и наметить пути выхода.

- Участие в медиации позволяет сторонам конфликта возможность сохранить в дальнейшем нормальные личные или деловые отношения, избежать публичной огласки конфликта в судебных инстанциях, - рассказала методист проекта «Точка возврата» Мария Соловьева.

Новая служба в школе

Организация Школьных служб медиации (примирения) в образовательных учреждениях — это новый подход к вопросу работы внутри школы с подростками группы риска, склонными и/или совершившими противоправные действия, их семьями.

В соответствии с Указом Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «В образовательных организациях рекомендуется создавать Школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

Школьные службы примирения начали свое существование в Череповце с 2012 года. Сегодня в городе 20 Служб в образовательных учреждениях, в том числе в Череповецком государственном университете, металлургическом и химико-технологическом колледжах.

Деятельностью Службы руководит куратор - взрослый медиатор, это педагог-психолог или социальный педагог. В качестве ведущих (медиаторов) задействованы и сами подростки – учащиеся школы с 7 по 11 класс.

Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно в том случае, если это участники ситуации того же возраста или младше самого медиатора. Если в конфликте участвуют взрослые, тогда в работу по разрешению конфликтной ситуации включается куратор службы или специалист проекта «Точка возврата».

Сила мягких компетенций

В образовательных учреждениях Череповца востребованы и активно реализуются две социальные технологии: «Восстановительная медиация» и «Профилактический круг сообщества».

- Когда мы сталкиваемся с конфликтами, где есть две стороны, то применяем технологию медиации. Когда речь идет о групповой напряженности, конфликте, где задействовано более двух лиц, работаем с подростками в технологии «Профилактический круг сообщества». Это помогает в безопасном пространстве поделиться своей личной историей, обсудить общую проблему, актуальную в данный момент, понять и обратиться к своим жизненным ценностям, услышать каждого, и через личную ответственность развивать ответственность всего класса, - рассказала методист проекта «Точка возврата» Мария Святославовна.

ЦИФРА:

Более 100 медиаторов на данный момент работают в образовательных учреждениях Череповца. Из них 15 человек владеют технологией «Профилактический круг сообщества».

Остальные статьи