Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Психологические травмы. Как с ним работать обучили специалистов программы «Дорога к дому»
07 июня 2016

1-3 июня 2016 года в Череповце прошел практический семинар «Травмы отношений» для специалистов проектов программы «Дорога к дому» и Череповецких, Вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Всего обучение прошли более 30 человек.

Ведущим выступила уже постоянный партнер и тренер для специалистов программы «Дорога к дому» Наталья Староборова, психолог, консультант, супервизор, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

В программе семинара разбирались теоретические аспекты психологических травм, на практических примерах прорабатывались моменты, как необходимо с семьей работать специалисту, на чем расставлять акценты.

"Травма – это особое переживание и способ организации жизни человека, который формируется в некоторых случаях после участия человека в стрессовых ситуациях.

Травмы отношений есть практически у каждого человека, в каждой семье. Как правило, родители даже не задумываются, что произнесенная фраза может иметь последствия, закрепиться в памяти ребенка и отразиться уже во взрослой жизни. Например, один из самых популярных видов психологических травм происходит, когда в трудной ситуации сын или дочь приходят за поддержкой ко взрослому, а вместо этого получают наказание.

Выделяются 3 типа травм отношений:
1. Конфликт интересов: ребенок чего-то очень сильно хотел, а взрослые ему не дали, отказали. На лицо - конфликт желаний. В целом это не совсем травма, но такая ситуация тоже может оставить сильный эмоциональный след в переживаниях ребенка. Или ребенок хочет смотреть телевизор, мама считает, что надо идти спать. Это ситуация конфликта интересов. Мама настаивает, ребенок сопротивляется. Мама все же берет верх. Ребенок подчиняется маме, но очень бурно реагирует эмоционально (даже по прошествии большого числа лет). Он не смог настоять.

2. Второй тип травмы: взрослый реагирует на ребенка, но дезориентирует его. Например, ребенок в 5 лет, обидевшись на маму, сказал, что он уйдет из дома и будет жить с бабушкой, а мама взяла и сказала: живи! И оставила жить с бабушкой. По сути мама воспользовалась этой ситуаций, чтобы решить какую-то свою задачу. Но ребенок пережил очень сложный опыт. Его заявление означало только одно: я обижен, я хочу, чтобы ты меня услышала. А мама взяла и бросила! Это реальная травма. Ответ взрослого дезориентирует ребенка, не дает ему ясности, заставляет не просто обижаться на родителя, а сильно прятать свою позицию, которая может привести к очень непредсказуемым фатальным последствиям.

3. Третий вид травмы – травма дефицита. Среда в принципе не предоставила ребенку необходимого ответа. «Папы не было, и я просто не знаю, что это значит, хотеть что-то от папы». И я не мог помыслить, что с папой можно играть. Или за ребенка все время решали, когда он будет выходить на улицу. И он даже во взрослом возрасте не понимает, как это можно выйти из дома без согласия или разрешения другого лица. Сюда относится также не умение выполнять какие-либо социальные действия. Это происходит в семьях, где у ребенка гиперопека родителя, когда чаще всего мама выполняет за ребенка какие-либо функции. Ее последствия - растерянность в какой-либо ситуации, незнание, что делать.

Самое главное, что должны помнить родители, что все сложные ситуации разрешаются в диалоге. Чтобы ребенок имел к Вам доверие и хотел рассказывать, необходимо начинать общаться, беседовать с ним еще в раннем возрасте, выслушивать, помогать. Ребенок, когда мал, все действия, поведение копирует с родителей. Так происходит и в дальнейшем. Взрослые становятся примером для своего ребенка". Из семинара.

Остальные новости