Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Вопрос-Ответ
Добрый день!
Ребенок (1 год 10 мес) ходит в садик. В группе есть мальчик (2 года 1 месяц), который очень гиперактивный - залезает на подоконники, в шкафы, на столы, бегает постоянно по группе, но меня настораживает, что он кидается игрушками в разные стороны, при чем не только легкими, но и тяжелыми. В принципе он кидает не со злобы, но когда они летят в моего ребенка, мне от этого не легче.
Говорили с его мамой - ее позиция - воспитание, при котором ребенку все можно, говорит, что дома у них также уже все разбито, ну что поделать ребенок познает мир. Т.е. от нее помощи - никакой.
Воспитатель все свое внимание уделяет этому ребенку, так как он реально очень гиперактивный, чтобы он никого не задел.
Как быть в этой ситуации, мне не нравится, что
1. этот мальчик может ударить моего ребенка и его родителям наплевать (не их же ребенка бьют)
2. воспитатель много времени уделяет ему, чтобы других детей от него обезопасить т.е. можно было бы провести занятие, а ей приходится за ним бегать.
Можно ли его перевести из нашей группы или как научиться с ним общаться? Что сказать его родителям - чтобы до них дошло?
Добрый день! Я думаю, что многие родители сталкивались с подобной ситуацией. И ваше опасение за здоровье своего ребенка понятно и обосновано. Когда родители отдают в детский сад ребенка в 1,5 года, они на свой страх и риск утром приводят малыша в помещение, где находится больше 20 детей и доверяют взрослому, который в течение дня этих малышей пытается успокоить, накормить, уложить спать, организовать, занять и уберечь от травм, что бы в целости и сохранности вернуть вечером родителям. Задача, согласитесь, у педагога не из легких…
Дети всегда разные. Даже в одной семье братья и сестры не похожи друг на друга по темпераменту и темпам развития. Что уж говорить о группе в детском саду? Там вам встретятся и гиперактивные дети, и дети с аутизмом, и дети с синдромом Дауна и с задержкой психического развития. Детский сад сейчас — это мини-вариант нашего общества со всеми встречающимися в нем отклонениями, патологией и условной нормой развития. Ну, и, конечно в каждой группе есть дети, которым родители разрешают все. Причины разные: поздний ребенок; первенец, любимец всех бабушек, дедушек, тетушек, которые наперебой балуют его с утра до вечера; родители, которые не могут договориться о методах воспитания, и тогда ребенок не знает границ, невротизирован и вынужден манипулировать взрослыми в своих интересах и др.
Очень часто, когда родители не знают, как правильно взаимодействовать с ребенком, когда им не хватает психолого-педагогических знаний, они проигрывают «бои за власть» с малышом и занимают позицию невмешательства в его развитие и воспитание: «Ну, что поделаешь, ребенок познает мир…» Это, в большинстве случаев — защитная реакция, а не сформированная позиция в вопросах воспитания.
Но, все-таки, речь идет о ребенке в возрасте 2 лет. Следует учесть, что в этот период у многих детей начинается кризис 3-х лет, который сопровождается негативизмом, упрямством, непослушанием, стремлением все сделать по-своему. Если описанное вами поведение – кризисные проявления, то это пройдет, и мальчик потом не будет доставлять столько хлопот окружающим. Если же данное поведение – свидетельство неврологических нарушений, то, поверьте, не в ваших силах изменить ситуацию: у родителей мальчика должна появиться мотивация для обращения за помощью к невропатологу и, возможно, в этом им помогут педагоги и специалисты детского сада, но уж точно не разгневанные родители других детей группы.
Поставьте себя на место родителей этого 2-х летнего мальчика, представьте, что вам бы другие родители говорили, что ваш ребенок — плохой, не правильно себя ведет, из-за него страдают другие дети. А вы чувствуете, что ничего не можете сделать! Ребенок еще даже не понимает, за что его ругают! Он только чувствует гнев любимых людей, пугается и плачет в ответ на ваши «разговоры о правильном поведении». Мысль «Я – плохой родитель» надолго бы засела в вашей голове, а подобные установки лишь понижают самооценку, усиливают тревогу, гнев и лишают возможности любить своего малыша.
Поведение ребенка всегда носит приспособительный характер и напрямую зависит от его физического самочувствия и от требований взрослых. Если ребенок себя плохо чувствует, хочет спать, есть или просто устал, то он будет проявлять гиперактивность, капризничать, злиться или даже устроит вам истерику. Нервная система у маленьких далеко не совершенна и к самоконтролю еще не способна. А если взрослые не уделяют достаточно внимания установлению правил поведения, то ребенку нет никакой нужды их соблюдать (вы бы стали чистить зубы в детстве, если бы на этом не настаивала мама?). Поэтому к ребенку в раннем возрасте вопросов и быть не может. Детский сад должен так построить работу с родителями, чтобы совместно решать возникающие проблемы, сотрудничать в интересах малыша, повышать психолого-педагогическую грамотность родителей, а не гонять ребенка из группы в группу.
Вы, конечно, можете попробовать перевести своего ребенка в другую группу (если там есть место, что очень сомнительно при нынешней наполняемости групп раннего возраста) и даже можете отдать малыша в платный детский сад, но это абсолютно точно не гарантирует, что там таких детей не будет. Есть еще вариант не посещать детский сад, а оставить дома на воспитание бабушкам. Но в школу ваш ребенок все равно вынужден будет пойти, и мальчик с таким поведением обязательно там будет.
Ребенку нужно научиться вести себя с подобными детьми: защищаться, уворачиваться от летящих предметов, дать отпор, если это необходимо, научиться проявлять свою силу. Это выживаемость. Это жизнь!
Е.Н. Репина
Психолог БФ «Дорога к дому»
Служба психологической и правовой помощи.
Задать вопрос
Имя:
Телефон:
Электронная почта:
Категория: