Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Помочь детям

Благотворительная акция

ПОДАРОК
КАЖДОМУ РЕБЁНКУ
2020

Акция закончилась
На сайт акции Конкурс социальных проектов 2021 Родительское просвещение
Чем полезны ошибки?
30 марта 2012

 

«У меня растет замечательный сын Костя. Сейчас ему 8 лет. И мне очень хочется уберечь его от ошибок, огорчений, дать правильный совет. Сейчас он прислушивается ко мне, старается сделать так, как я его учу. Но я беспокоюсь, смогу ли и в дальнейшем оградить его от неудач. Как этого добиться? Алена». 

Алена затронула важную тему – ошибки, неудачи ребенка. Что же такое ошибка? В словаре мы можем прочесть, что ошибка – это неправильность в действиях, мыслях (Ожегов С.И.). А можно ли всегда поступать правильно? И есть в ошибках польза? Давайте подумаем. 

Человек сделал ошибку и получил определенный результат, который не очень понравился или не понравился вовсе, пережил некоторые неприятные эмоции. Проанализировал свои шаги, увидел другие возможности, принял новое решение. В этом случае неверное с нашей точки зрения действие стало присвоенным опытом. Собственным! Важно то, что принятое решение начинает работать в самых разных жизненных ситуациях. Человек, вспоминая такой случай, часто говорит: «Эта ситуация сделала меня сильнее, взрослее, самостоятельнее». Вы наверняка помните, как определял опыт А.С.Пушкин: «сын ошибок трудных». Если вам, уважаемые читатели, пришли на память такие ситуации, поделитесь ими. 

«Хорошо, - скажет, возможно, Алена. - Ну, а есть ли что-то плохое в том, что сын или дочь не сделают ошибки, если мы сможем их от этого уберечь?» 

Однажды ученые поставили такой эксперимент. Одной группе крыс давали задачи, которые можно было выполнить со 100-процентным успехом. Второй группе – задачи со 100-процентным провалом. Третьей группе предлагались такие задачи, с которыми крысы справлялись в половине случаев. Как вы думаете, как стали вести себя зверьки, когда на втором этапе исследования они столкнулись и с теми, и с другими ситуациями? Крысы, не имевшие успешного опыта в решении задач, даже не пытались найти решение. Животные-«отличники» после первой же неудачи прекращали поиск. А вот крысы из третьей группы, у которых были и победы, и провалы, продолжали пробовать и добивались результата! 

Ошибки в жизни важны не менее, чем достижения. Это часть нашей жизни. Процесс поиска неизбежен, неизбежны и неудачи. Что же заставляет взрослых так бояться оплошностей? Обратитесь к своему опыту. С детства учат: ошибка – это плохо. Что случалось с вами, когда вы допускали просчеты? Наверняка был какой-то горький, печальный опыт, когда за ошибку вы были наказаны. А наказание для каждого могло быть своим: на кого-то сурово смотрел отец, и сердце уходило в пятки; кто-то до сих пор слышит слова матери: «Ну, конечно, у всех дети как дети, а ты…»; а у кого-то родители считали лучшим способом донесения своих чувств ремень. И в результате каждая ошибка становилась не источником опыта, а начинала восприниматься как нечто ужасное, невозможное, то, что несет зло и наказание, – как провал. 

Как вы относитесь к своим ошибкам сейчас, став взрослыми? Не узнаете ли вы в своей реакции на ошибку, сделанную вашим ребенком, реакцию вашей матери или отца? 

А знаете ли вы, чем отличаются гениальные дети от обычных? Они не боятся ошибаться! Ошибки, как и верное решение, интересны им. Может быть, и нам, взрослым, изменить свой взгляд на неудачи детей? Позволим им искать. 

Если сын или дочь поступили, на ваш взгляд, неверно, поговорите с ними об этом. Полезно помочь ребенку прояснить следующие моменты. 

  • Что получилось? 
  • Нравится ли ему результат, который он имеет? 
  • Какого результата он хочет достичь? 
  • Как он может его получить? 
  • Что сделает для этого уже сегодня?
  • Нужна ли ему поддержка? 
  • Какая? 
  • Чему он научился, сделав эту ошибку? 

 

Ольга БОЛОТОВА, психолог Программы «Дорога к дому».

Остальные статьи