fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Идеал, разрушающий реальность
04 октября 2021

Боязнь осуждения и другие страхи – как правило, необоснованные – мешают людям вовремя обратиться за помощью.


У проекта «Здоровая семья для ребенка», который реализуется благотворительным фондом «Дорога к дому», много составляющих. Помимо прочего, сюда можно бесплатно обратиться за помощью в решении таких проблем, как алкогольная зависимость или сложности в отношениях между детьми и родителями. Эти две темы взаимосвязаны больше, чем многим кажется на первый взгляд.

Четыре фактора. «Если ребенок дома чувствует себя под защитой, если знает, что его примут в любом случае, тогда меньше шансов, что он попадет в какую-либо зависимость», - объясняет Елена Мальгина, специалист проекта «Здоровая семья для ребенка».
Специализация Елены Владимировны касается борьбы с алкогольной зависимостью. Причиной этой зависимости могут стать как внешние факторы, так и внутренние - у некоторых людей действительно есть, что называется, предрасположенность от природы (существуют даже те, кому достаточно попробовать алкоголь один раз, чтобы стать зависимыми). Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, какие факторы влияют сильнее. Вообще, выделяют четыре вида факторов: биологические, социальные, психологические, духовные. Например, к психологическим причинам относится неумение общаться (человек замкнут, стеснителен). Очень часто люди, склонные к зависимости, не могут сказать другим о своих переживаниях и переживают все «внутри себя». С одной стороны, на них нельзя давить, принуждая к откровенности, с другой – надо спокойно дать понять, что человек, если захочет, может вам рассказать о том, что его тревожит, и вы обещаете не поучать, не осуждать и ничего не выпытывать.

До последнего. Ребенок с детства должен понимать, что алкоголь - это плохо.
- Мы работаем со взрослыми, страдающими от зависимости, - говорит Елена Владимировна, - но мне доводилось видеть пятилетнего мальчика, который с гордостью и восхищением рассказывал, что пробовал пиво из бокала мамы. Он считал, что это делает его особенным, лучше других. Еще один мальчик сказал другу: «На Новый год можете ко мне не приходить, мне купили детское шампанское, я буду пьяный». Естественно, в детском шампанском алкоголя нет, но все равно это приучение к употреблению.
Запах алкоголя – явный признак употребления. К признакам неявным относятся резкие и частые перемены настроения и нарушения сна.
- Если родители узнали или подозревают, что ребенок употребляет алкоголь, лучше всего сразу поговорить в открытую, но без нравоучений и чтения морали.
Хорошим аргументом-подспорьем или же эффективным средством профилактики могут стать специальные фильмы и мультфильмы.
Напоследок Елена Мальгина отмечает:
- У нас люди до последнего скрывают и стараются внутри семьи решить проблемы, в том числе с алкоголем. До последнего рассчитывают на свои силы. Они боятся осуждения, некоторые боятся, что у них заберут детей. Но чем раньше обратиться за помощью, тем быстрее можно решить проблему. А люди нередко обращаются, когда все уже запущено, когда дело дошло до длительных запоев и срывов. Естественно, тут надо потратить гораздо больше времени и сил, чтобы помочь человеку выйти из этой ситуации.
- Но даже в таком случае помочь можно?
- Да.

Идея. Наталия Захарова, психолог проекта «Здоровая семья для ребенка», рассказывает, что одна из наиболее распространенных проблем в детско-родительских отношениях – ожидания родителей. Некие представления об идеальном ребенке, под которые они пытаются подогнать ребенка реального. В нем не всегда видят личность, имеющую право на свои чувства, свой темп, свои ошибки. У родителей есть идея, что они должны что-то «сделать» из ребенка, и это мешает им воспринимать его таким, какой он есть на самом деле.
- Главное, чтобы у родителя хватило мудрости пересмотреть это убеждение, - говорит Наталия Владимировна. - Самое важное для родителей умение – не считать себя все знающим и все умеющим, а постоянно совершенствоваться, быть готовым учиться – читать специальную литературу, обращаться к педагогам или психологам, если нужно.
Необходимо отделять свои потребности и желания (например, достичь олимпийских вершин в спорте) от потребностей и желаний ребенка. И очень важно уметь грамотно – с учетом возраста и индивидуальных особенностей – постепенно передать ребенку ответственность за его жизнь. Этому, опять-таки, чаще всего надо учиться. А еще родители должны понимать, что важно и нужно конкретно их ребенку, какие у него интересы и потребности. При этом, разумеется, есть общие законы. К ним относится безусловное принятие ребенка (любовь без условий) родителями, семьей, словом, значимыми для него взрослыми.
Дети различаются по степени чувствительности. Один спокойно перенесет повышенный голос взрослого и забудет через пять минут, а для другого это станет катастрофой и психологической травмой. Причем в одной семье дети могут быть абсолютно разными по данному показателю, и следует это учитывать.

Способы передачи. Большинство людей любят своих детей, но не каждый умеет грамотно передавать свою любовь. И, опять же, у взрослых и детей могут не совпадать представления и желания относительно того, как демонстрировать любовь. Скажем, маме кажется, что лучше всего обильно и вкусно кормить ребенка, а ребенку хочется, чтоб его больше обнимали и гладили.
- У каждого свой язык любви, и надо понимать: как я передаю свою любовь и как и через что принимает любовь мой ребенок, - отмечает Наталия Захарова.
Впрочем, есть и универсальные, неизменные способы. Один из важнейших – давать ребенку понять, что он много значит в вашей жизни, что вы видите, что происходит с ним, что вы любите его и уважаете его мнение.
Ребенок воспринимает себя глазами родителей, и, если его постоянно игнорируют, он, независимо от характера, решит, что его не любят. В другой крайности – авторитарном воспитании и жестких рамках тоже мало хорошего. В этом случае ребенок либо вырастет безынициативным, привыкнув, что за него все решают, либо будет всю жизнь рьяно доказывать себе и окружающим, что он что-то собой представляет, а это тоже негативная установка. Однако полное отсутствие рамок и вседозволенность, как ни странно, тоже воспринимается детьми как признак нелюбви.
- Для родителей на консультациях это становится откровением, - рассказывает Наталия Владимировна. – Ребенку нужны рамки – он проверяет, докуда можно их раздвинуть, и таким образом «прощупывает» мир. Поэтому надо грамотно выставлять границы: вот до такой-то черты можно действовать свободно, а дальше – нельзя. И для ребенка это тоже будет показателем любви. Надо помнить: правила задает не ребенок, а взрослый. Ребенок только подстраивается под эти условия. И когда он начинает бунтовать, вести себя «не так», это сигнал о том, что родители задали не те условия (часто неосознанно). Здесь нет правых и виноватых, здесь просто есть ситуация – и нужно думать, что с ней делать. Поэтому иногда следует прийти к специалисту, который поможет разобраться.



Наталия Захарова:
«Родители часто фокусируются на неважном. Например, на том, что ребенок непременно должен быть отличником. Или на том, что сам родитель никогда не должен повышать голос. И это мешает понять что-то важное. Допустим, если мама в какой-то момент может сорваться и повысить голос, но при этом дает ребенку больше положительного (никогда не отвергает его, поддерживает, дает много позитивной обратной связи), для него это не станет глубокой травмой. У него хватит сил и внутреннего ресурса понять, что мама все равно его любит. Это намного лучше, чем не разговаривать с ребенком сутками».


Автор текста - Елена Бжания,

Остальные статьи