fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Как выстроить личные границы в семье
07 июля 2021

Ответ на такой вопрос важно знать родителям, считают специалисты проекта "Ресурс для каждого" из Череповца.

Личностные границы
Это - понимание собственного «я» как отдельного от других, понимание себя и своего личного пространства. Четкие границы словно «говорят» нам, где мы, а где не мы; что мы чувствуем, а что – нет; что нам доставляет удовольствие, а что – нет; чего мы хотим, а чего мы не хотим. И в этом смысле наши границы определяют нас. Самое простое объяснение личных границ – это то, что я могу назвать своим.

Границы в семье
Это - четкий предел между тем, что можно, а что нельзя в отношении другого человека внутри семьи. Границы способствуют выстраиванию взаимодействия членов семьи, позволяющего чувствовать уважение, безопасность, признание.

Виды границ
Известный семейный психолог Петрановская Л.В. рассказывает о нескольких видах границ, которые обязательно должен учитывать родитель:
границы тела, границы чувств, границы личного пространства, границы способности к разумным суждениям, границы отношений, границы личных планов.

Как выстроить границы со своими детьми
1. Составьте список правил поведения, которые должен соблюдать ребенок. Обсудите его с супругом, чтобы избежать ситуации возникновения «двойных стандартов». Поговорите с ребёнком, объясните ему, что в вашей семье существуют правила, за несоблюдение которых будет следовать наказание и что у него есть свободный выбор, соблюдать правила и пользоваться всем тем, что ему дорого – компьютер, телевизор, прогулки с друзьями, или нести ответственность за свое неблаговидное поведение и испытывать лишения.

2. Научитесь говорить «нет»! Слово «нет» – один из основных способов установления границ. Научитесь отказывать своему ребенку. Это необходимо, так как не все то, чего желает ребенок для него действительно необходимо и полезно. К тому же, таким образом, ребенок сможет осознать, что не все в жизни можно получить, порой необходимо потрудиться для того, чтобы получить желаемое. И наконец, это научит ребенка считаться с желаниями и потребностями других людей.

3. Говорите ребенку о нарушении границ с помощью техники «Ф.В.О». Она состоит из трех элементов: первый – это «факты», второй – «высказывания», третий «ожидания».

Фактом являются описание конкретной ситуации, которая произошла, конкретного происшествия, поведения. Фактом не может быть качество, черта или отдельная характеристика на ребенка. Например: «В твоей комнате разбросана одежда. Это уже третий раз за эту неделю».

Высказывание – это оценка данной ситуации, как ситуация «повлияла на меня». Например: «Мне не нравится, что разбросана по полу одежда в твоей комнате». «Я злюсь (недоволен, мне неприятно, меня огорчает), что твоя одежда валяется на полу».

Ожидание является конкретным и решительным определением того, что в связи с произошедшим фактом и высказыванием родитель ожидает от ребенка. Например: «Я ожидаю, что ты соберешь и сложишь одежду в течение ближайших пяти минут».

4. Используйте метод ощутимых последствий. Если ребенок настаивает на своем и не соблюдает выстроенные родителями границы, то важно, чтобы он ощутил, что может произойти, когда нарушает границы дозволенного. Уговоры, призывы к совести и угрозы, которые так и остаются угрозами, – неэффективные способы коррекции поведения ребёнка. Изменения возможны лишь в том случае, если ребёнок столкнулся с ощутимыми последствиями за свое плохое поведение – лишение прогулки, обещанного подарка, долгожданной поездки в гости. Когда ребёнок лишается чего-то для него значимого, это причиняет ему страдание. Но при этом он начинает понимать, что ответственность за свои поступки никто не отменял и по счетам необходимо платить.

Если сын или дочка кричат на вас, можно попросить ее или его выйти в другую комнату, и объяснить, что вы начнете слушать, только когда с вами будут разговаривать в приемлемом тоне. Если ребенок не убирает игрушки или кидается ими в людей, то логично посадить эти игрушки под длительный «арест», в крайнем случае, даже выбросить. Нытье в магазине гарантирует отказ, вежливая просьба что-то купить будет рассмотрена.

При таком подходе родители дают понять: «Мы не в силах запретить тебе что-либо. Ты можешь делать, что хочешь. Но ты должен понимать, что за каждым твоим поступком последует либо хороший, либо плохой результат. Выбирай сам!».

Будьте внимательны к текущему состоянию ребенка. Если спокойный обычно малыш вдруг начинает странно себя вести, то, возможно, на то есть причина (не выспался, заболел, соскучился по маме) и надо устранить ее, а не наказывать. Важно делать скидку на то, что в стрессовой ситуации (переезд, развод родителей, разлука с другом) ребенок может вести себя неадекватно, и это не повод тут же вводить санкции.

5. Не поддавайтесь на провокации и держите свое слово. Если ребёнок за нарушение правил был лишен на неделю прогулок, то ни в коем случае не сокращайте срок наказания. Ребёнок может бунтовать против ограничения или же начать демонстрировать примерное поведение, показывая, что он уже исправился и наказание можно отменить. Всё это попытки настоять на своем и в очередной раз избежать последствий. Дайте понять ребенку, что вы его любите и понимаете, что ему очень хочется погулять с друзьями, но наказание не будет отменено.

6. Не допускайте того, чтобы наказание для ребёнка становилось наказанием для всей семьи. Если, например, из-за позднего возвращения домой вы запретили ребёнку идти в выходной день в зоопарк, то это вовсе не значит, что теперь вся семья лишена возможности хорошо провести время в зоопарке. Скажите ребёнку о том, что вам очень жаль, что он не сможет пойти вместе с вами, т.к. на этой неделе он неоднократно возвращался домой позже оговоренного времени.

7. Поощряйте ребёнка за его достойное поведение. Говорите ему о том, как для вас это значимо. Если вы пообещали вознаградить ребёнка новым диском с мультиками или сладостями за его примерное поведение, то помните об этом и держите свое слово.

8. Говорите ребенку о своей любви, поддерживайте его.

9. Укрепляйте свои границы. Отсутствие границ у вашего ребёнка показатель того, что ваши собственные границы недостаточно крепки. Ответьте себе честно на следующие вопросы:
• часто ли вы отодвигаете свои интересы и потребности на второе место после интересов и потребностей детей?
• в круговороте многочисленных дел и хлопот есть ли у вас немного личного времени, которое принадлежит только вам и на которое не посягают члены вашей семьи?
• испытываете ли вы чувство вины, когда делаете что-то только для себя – отправляетесь на отдых с подругами, покупаете дорогую вещь.

Взрослые, которые могут позаботиться о себе, способные жить интересной и насыщенной жизнью – лучший образец для подражания. Если же ребенок привыкает к тому, что родители все время стараются удовлетворить все его прихоти, отодвигая свои интересы на второй план, то у него невольно складывается представление о том, что весь мир крутится вокруг него. Подобное заблуждение опасно тем, что из такого малыша может вырасти безответственный эгоистичный взрослый.

Рекомендуемая литература и видеоматериалы
1. Клауд Таунсенд «Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности». https://www.litmir.me/br/?b=260668&p=1
2. Роберт Дж. Маккензи «Упрямый ребёнок. Как установить границы дозволенного». http://loveread.ec/view_global.php?id=79443
3. При подготовке к школе дошкольников для прояснения границ «хочу» и «надо» можно использовать следующую практику «Границы для детей –три поляны» Анны Быковой из книги «Школьники ленивой мамы».
https://www.youtube.com/watch?v=YYYZFjeT6Y0
4. Статья «Как устанавливать ребенку границы: 8 правил».
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-us..
5. Людмила Петрановская «Границы: что это такое и как научиться ставить их детям». Запись открытой лекции. https://www.youtube.com/watch?v=Bl-Zi7FJix4
6. «Тест на границы подростка». В этом 10-ти минутном видео семейный психолог Екатерина Бурмистрова предлагает родителям подростков пройти тест и понять, существуют ли в вашей семье границы для взрослеющего ребенка. https://www.youtube.com/watch?v=5cBnRgDgYJg
7. Ольга Писарик «Границы в жизни ребенка». Бесплатная онлайн-встреча.
https://bmshkola.ru/project/ou-granicy/
8. Фильм в тему: «Дитя с Марса», 2007 год, США.

Необходимо знать!
Границы нужны в каждой семье, даже очень заботливой и любящей. Это то, что закладывается в ранних детско-родительских отношениях, чтобы потом влиять на любые другие отношения на протяжении всей жизни. Можно сказать, что выстраивание границ – это процесс эмоционального взросления и отделения от родителей. Если он проходит правильно и своевременно, то и взрослые партнерские отношения у ребенка потом будут проходить по более удачному сценарию.

О проекте "Ресурс для каждого"
Команда специалистов обучают специалистов сферы проблемного детства стратегиям и приемам предотвращения и ослабления синдрома профессионального выгорания через вебинары и мастер-классы. Проект БФ "Дорога к дому" реализуется на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» в г. Череповце на средства компании "Северсталь". В первой половине 2021 года участниками проекта стали 370 человек: это - педагоги-психологи управления образования, социальные педагоги, педагоги школ, сотрудники организаций социальной сферы, специалисты БФ «Дорога к дому».

Остальные статьи