Режим самоизоляции. Ещё неделю назад мы себе и представить не могли, что это может случиться с нами. Мы добровольно оказались практически отрезанными от привычной жизни, не выходим из своих квартир. И если даже взрослым трудно сохранять спокойствие, то что уж тут говорить о детях. Их мир сузился, энергия не находит выхода. Всё чаще у нас, у наших детей могут возникать различные неприятные мысли и чувства, вызванные данной ситуацией: страх, тревога, паника, агрессия и пр. Поэтому каждому из нас необходимо позаботиться о собственной безопасности и безопасности наших детей. Советы психолога Фонда «Дорога к дому» Ольги Пименковой вам в помощь.
Важно ежедневно разговаривать со своими детьми, наблюдать за их поведением и эмоциональным состоянием, поддерживать их, отвечать на вопросы доступным языком, при необходимости обращаться за помощью к специалистам (психологу, неврологу и пр.)
Как вы можете помочь своим детям?
Совместное время в период карантина можно использовать для обсуждения с ребенком различных социальных ситуаций риска. Некоторые из них можно даже «проиграть» по ролям. Так он будет психологически готов к трудной ситуации.
Например:
Ситуация №1. Поездка на общественном транспорте (не хватает денег; проехал остановку и пр.), необходимо обратиться за помощью к кондуктору. Кондуктора нашего города обучены правилам реагирования, если к ним обратился ребенок с просьбой. Если происходит ситуация детского баловства/обмана в автобусе, любой грамотный кондуктор сможет отличить ее от неожиданной детской растерянности.
Ситуация №2. Что делать, если потерялся. Ваш ребенок может уйти в незнакомое место (берег, лес и пр.), кататься на автобусе по городу или уехать к другу в другой район города и заблудиться. Объясните ребенку, что в таких ситуациях важно немедленно сообщить об этом родителям. При отсутствии такой возможности обратиться к взрослому, которому можно довериться (как правило, это женщины с детьми). Также нужно проинформировать детей про «Островки безопасности» - специальную российскую программу по помощи детям и нуждающимся людям в неприятной ситуации (например, когда потерялся). Научите детей опознавать знаки и логотипы офисов «Сбербанка», «БиЛайна» и магазинов «Пятерочка». В сети этих компаний все работники обучены правилам помощи в ситуации, если ребенок потерялся. В нашем городе эта программа также действует.
Ситуация №3. Чрезвычайная ситуация. Аккуратно предупредите ребенка, что в жизни в любое время и в любом месте может произойти чрезвычайная ситуация (взрыв, пожар и другое). Обсудите правила поведения в таких ситуациях, научите способам саморегуляции в такие моменты.
Ситуация №4. Телефон. Любой из нас, а тем более ребенок может потерять телефон/либо возникает ситуация, когда неожиданно разрядился телефон, либо ты потерял ключи от дома. Научите ребенка, как реагировать в такой ситуации, какие пути решения существуют. И если это всё-таки случится, постарайтесь не ругать за это. Такая ситуация и так сильный стресс для ребенка.
Ситуация №5. Знать адрес и контакты. В зависимости от возраста ребенка, держите на контроле, чтобы он знал наизусть домашний адрес, телефоны и место работы родителей. В случае, если ваш ребенок в стрессовой ситуации может растеряться, такую памятку можно хранить в форме записки в потайном месте (карман) или как заметку в его телефоне. Важно, ребёнок должен знать, кому он может сообщить эти данные, а кому нет.
Ситуация №6. Неприятные встречи. Одной из самых неприятных ситуаций может стать, если к ребенку начнет приставать незнакомый взрослый или группа подростков. Научите правилам поведения и самозащиты в такой ситуации, проиграйте примерные ситуации дома в форме диалога, посмотрите, как будет ваш ребенок вести себя в той или иной ситуации, как будет реагировать на те или иные слова. Одним из актуальных способов в подобной ситуации психологи считают способ упасть на землю, дрыгать руками и ногами и кричать «Помогите! Я его не знаю!» . Так преступнику будет сложнее утащить вашего ребенка, а вид такого ребёнка явно быстрее обратит на себя внимание, чем картинка, когда обычный взрослый куда-то ведет ребёнка.
Ситуация №7. Научите ребенка осторожности в ситуации, если он видит, что другому человеку нужна помощь (например, человек упал на улице). Прежде чем бросаться и подавать ему руку, важно позаботиться о собственной безопасности - позвать на помощь взрослых, обойти человека вокруг, посмотреть нет ли у него в руках оружия, нет ли запаха алкогольного опьянения и других причин опасности. Как можно быстрее вызвать «Скорую помощь».
Автор — Ольга Пименкова , психолог, руководитель проекта «Зеленая комната» Благотворительного фонда «Дорога к дому».
Источник фото