fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Не стесняйтесь помочь детям. Интервью с Данилом Шведом
24 июля 2013

 

Разговор с мастером спорта международного класса по боксу Данилом Шведом о наставниках и поддержке детей.

Трудно переоценить роль наставника в жизни еще совсем молодого человека, делающего в жизни первые самостоятельные шаги, особенно если он воспитывается в условиях неполноценной или неблагополучной семьи, либо семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Как быть этим ребятам, которые не могут опереться на твердое отцовское плечо или последовать мудрому материнскому совету?

Мы часто осуждаем таких детей за жестокость, неуважение к нормам морали, бессмысленное прожигание жизни. А кто из вас, дорогие друзья, смог бы взять да и помочь хотя бы одному ребенку, который ждет не денег, не игрушек, а простого человеческого общения? Причем помогать подростку на протяжении минимум пяти лет, а может — и всей жизни.

Пока вы думаете над ответом, я познакомлю вас с одним замечательным человеком, который вступил в ряды благотворительного движения «Наставничество» в Череповце. Это движение является одним из перспективных направлений работы в рамках социального партнерства «Дорога к дому».

Цель движения — привлечение социально ответственных людей в качестве наставников для детей, находящихся в трудной ситуации, которым нужна поддержка взрослых.

Моего собеседника зовут Данил Швед, он знаменитый спортсмен, наш с вами земляк.

Данил, я знаю, что ты участвуешь в проекте «Наставничество». Расскажи, что ты вкладываешь в это понятие?

— Если сказать просто, наставничество — это помощь ребенку советом. Если смотреть глубже, можно сказать, что это привитие ребенку нормальных человеческих ценностей, а здесь уже словами не обойдешься — требуется показать делом и собственным примером, как надо поступать, а как не надо, в каком направлении нужно двигаться, а в каком не нужно.

Мне кажется, что наставник может научить ребенка только тому, в чем разбирается сам. Не так ли?

— Если ты намекаешь, что я боксер и могу научить только боксу, то отчасти ты прав. Бокс — это часть меня, и я как наставник постарался бы привить своему воспитаннику любовь к спорту. Однако моя жизнь выходит далеко за пределы боксерского ринга, поэтому и здесь я поделился бы с ребенком самым разным опытом.

Чему бы ты учил своего воспитанника, если не боксу?

— Любить других людей, как бы громко это ни звучало. Даже на ринге, когда я бью своего оппонента, я не испытываю злобы, понимая, что это просто спорт, а в обычной жизни многие боксеры вообще друзья. На соревнованиях мы много времени проводим в общении, вместе живем, вместе тренируемся. А потом встаем друг против друга в спарринге.

Это сложно — когда тебе делает больно твой друг. Но любовь к человеку и понимание ситуации позволяют сохранять дружбу и прощать обиды. Бокс научил этому меня, а я научу этому ребенка.

У тебя самого были наставники в жизни?

— Конечно. Это мои тренеры. Они сыграли в моей жизни не менее важную роль, чем родители. Именно они дают мне образ наставника, каким он должен быть в идеале — умеющим слушать, опытным, где-то жестким, но предоставляющим определенную свободу выбора, поощряющим личную инициативу.

Мои наставники часто давали мне возможность действовать по-своему, совершать определенные ошибки, на которых я в итоге научился всему, что умею. Я им за это очень благодарен. Между нами всегда было  доверие, и поэтому до сих пор мы поддерживаем самые теплые отношения.

Обычно люди встречаются с наставниками как-то спонтанно. Тебе не кажется движение «наставничество» чем-то искусственным?

— Нет. В городе много детей, которым нужна поддержка наставников. С другой стороны, есть много взрослых людей, в том числе чего-то  достигших в жизни, которые хотят и могут передать свой опыт подрастающему поколению, сделать по-настоящему благое дело. По-моему, это естественное явление. Каждый наставник встретит своего ученика в нужное для них обоих время и в нужном месте.

Вот,  например, как это получилось со мной. Однажды сотрудники фонда «Дорога к дому» пригласили меня на детский концерт. Мне там понравился один семнадцатилетний парень, Алексей, который вел праздник. Потом я узнал, что спектакль, который проходил на сцене, был создан на основе главы из его собственной книги. Я решил познакомиться с ним и как-то помочь, потому что в семье этого самородка все совсем не гладко: живет без матери с шести лет, с отцом не очень ладит.

И как именно ты решил ему помочь?

— Пригласил в спортзал, где я занимаюсь. Поучил Алексея боксировать, поговорили о многом — о спорте, о жизни. Мне бы хотелось, чтобы Алексей полюбил спорт, попал в ряды моих учеников. Но если ему будет это неинтересно, то наше общение просто перейдет в другую плоскость. Он — человек творческий. Для меня это новая сфера, и я не исключаю, что тоже многому научусь, общаясь с этим ребенком. Наставничество — процесс взаимный.

Здорово, что ты готов регулярно встречаться с Алексеем в будущем. Как час то, по-твоему, наставник должен видеться с воспитанником?

— Все зависит от ситуации. Даже одна единственная встреча с  интересным человеком не проходит для ребенка бесследно. Бывает, незнакомец, которого видел только однажды, оставляет в душе настолько глубокое впечатление, что оно навсегда меняет человека, направляет его по совершенно другому пути в жизни.

Моя личная позиция такова, что с воспитанником нужно встречаться неоднократно, потому что ребенку нужно время, чтобы что-то действительно понять и усвоить. А мы ведь этого хотим, верно?

Раз уж мы заговорили о ценностях, скажи, что ты ценишь больше всего?

— Самая главная ценность — это семья. В семье формируются все человеческие качества. Чтобы показать моему воспитаннику мои личные качества и ценности, я готов открыть для него дверь в свой дом и показать все на примере своей семьи.

Я также готов прийти в семью своего подопечного, допустим, Алексея, чтобы пообщаться с его отцом.

Как ты думаешь, пойдут ли наставники навстречу нашим детям, протянут ли им руку помощи?

— В основном у людей есть два мотива что-то делать для других: либо с целью заработать на этом деньги, либо получить славу. Лично мне хватает в жизни и первого, и второго, поэтому я руководствуюсь мотивом № 3 — это желание личностного развития, роста. Я много

времени посвятил спорту, работе. Но ведь жизнь идет, и в ней должно появляться нечто новое. В какой-то момент я понял, что хочу вникнуть в социальную, благотворительную работу. И я учусь… Если каждый из нас поможет хотя бы одному ребенку стать хорошим человеком, общество станет совершенно другим.

                                                                                                                                                Сергей Тюленев

Остальные статьи