Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Помочь детям

Благотворительная акция

ПОДАРОК
КАЖДОМУ РЕБЁНКУ
2020

Акция закончилась
На сайт акции Конкурс социальных проектов 2021 Родительское просвещение
Подростков стоит учить мириться
12 июля 2013

 

В этом году в Череповце в рамках программы «Дорога к дому» заработал Центр разрешения конфликтов «Примирение», адрес и телефон которого стоит знать родителям и педагогам. Центр планирует реализовать два основных направления: восстановительная работа с несовершеннолетними правонарушителями и создание школьных служб примирения. Зачем это необходимо городу и как все это может повлиять на наших детей?

Уже не дети, но еще не взрослые

Проблема равенства перед законом взрослого и ребенка — одна их самых болезненных и непростых в современном обществе. Когда маленький человек становится полностью ответственным за свои поступки? Как формируется у подростка понимание самого себя и законов окружающего мира? Всегда ли отношение к проступку подростка одинаково и со стороны закона, и со стороны общественного мнения? Ответы на эти вопросы человечество ищет не одно тысячелетие. В разных юридических практиках и национальных традициях существуют разные ответы. Общее, пожалуй, одно: ребенок и право сегодня осознаются как особый предмет внимания и государства, и общества.

Большинство педагогов и родителей оказываются перед проблемой: проступок подростка — это повод обратиться за помощью в правоохранительные органы? В нашем обществе нет единого мнения о том, что же должно стоять на первом месте: универсальное наказание за совершенное подростком правонарушение или будущее этого подростка, ради которого каждую ситуацию следует рассматривать отдельно.

Юридическое, педагогическое, родительское сообщество, общественные организации при поддержке судебных органов пытаются выработать механизмы, которые позволили бы избежать ошибки. Эта формирующаяся в обществе позиция нуждается в оформлении, а для этого нужны специальные программы, которые могли бы стать и инструментами в работе с детьми и взрослыми.

Зачем учиться прощать?

С середины 90-х годов прошлого века в Череповце стали создаваться авторские программы и проекты по снижению уровня детской и подростковой преступности, и все они основывались на одном и том же понятии «посредничество».

— У подростков весьма своеобразное и обостренное чувство справедливости, которое может приводить к резкому обострению конфликта, — рассказывает руководитель службы помощи детям и молодежи «Восхождение» Александр Викулов. — И именно затянувшиеся и неразрешенные конфликты зачастую провоцируют подростков на совершение серьезных правонарушений: драки, кражи, побои и т. д.

Процесс постепенного расширения и углубления конфликтных взаимодействий в школах, дворах и на улицах скрыт от глаз взрослых, и происходят они в подворотнях, школьных туалетах, подъездах. В этот мир «разборок» дети пустят не каждого. Но любой ребенок или взрослый, обладающий знаниями способов выхода из спорной ситуации, может помочь справедливо разрешить конфликт в самом начале. Искра потухла, конфликт исчерпан, и подросткам не нужно придумывать разные варианты более сильных, сложных и больных ударов по противнику.

Наши дети могут быть весьма изощренными и жестокими в своей мести. К сожалению, искренне просить прощения они не умеют, и этому надо учить, чтобы они не подталкивали друг друга к той самой черте, за которой проступок превращается в преступление.

Кстати, по этому пути идут многие наши коллеги в разных странах, и отмечено, что чем ниже уровень конфликтности в подростковой среде, тем ниже латентная подростковая преступность, а значит, и у правоохранительных органов гораздо меньше работы с несовершеннолетними правонарушителями. Последние пять лет мы помогали ребятам по их запросам и запросам специалистов разрешать любые конфликты в рамках программы «Дорога к дому».

Естественным и логичным стало рождение центра «Примирение», который может научить наших детей справедливо разрешать конфликтные ситуации, прощать и просить прощения, а также контролировать свои эмоции и слова. Почему сейчас это вновь стало актуально, ведь в городе нет «больших разборок» и массовых драк между подростками? Дело в том, что все это перешло в межличностные формы и частично в Интернет. Кое-что почерпнуто оттуда, да и в целом информационное поле вокруг наших детей полно жестокости и насилия…

Осознание против наказания

Центр разрешения конфликтов «Примирение» работает на базе Межведомственной службы помощи детям и молодежи «Восхождение». Основная его задача — развивать и реализовывать примирительные практики.

Руководитель проекта Программы Анастасия Шемякина подчеркивает комплексный и межведомственный характер действий, направленных на предотвращение рецидива: — Если ребенок совершил правонарушение, но не достиг возраста уголовной ответственности, то он попадает под контроль комиссии по делам несовершеннолетних. Мы, взаимодействуя с комиссией, знакомимся с родителями, с ребенком и проводим нашу работу. Ее суть в том, чтобы не наказывать ребенка — не выносить штраф или не давать реальный срок в колонии, а добиться, чтобы ребенок осознал то, что он совершил, и сделал шаги по заглаживанию конфликта. С ним работают многие специалисты — психологи, медиаторы, мы проводим встречи с пострадавшей стороной, проводим переговоры с родителями… И основной целью таких практик является снижение количества повторных правонарушений среди несовершеннолетних, прошедших восстановительные программы в нашем центре.

Восстановительные программы строятся не на всепрощении, а на механизмах осознания ответственности за совершенное. Только реальное осознание вины становится надежным лекарством против повторения проступка.

— Наша работа направлена, прежде всего, на заглаживание вреда именно перед пострадавшим человеком, перед жертвой и взятие на себя ответственности за какие-то свои действия и поступки, — подчеркивает медиатор центра Примирение» Любовь Ордина (медиатор —посредник, нейтральное, независимое лицо, помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор). — Это очень важно, когда человек берет на себя ответственность, начинает сознательно относиться к своим действиям и в будущем не совершает или не повторяет подобных правонарушений.

40 % подростков, осужденных за серьезные преступления и отбывших срок в детских колониях, вновь и вновь возвращаются на скамью подсудимых. Судья имеет право понять ребенка.  Но как быть, когда правонарушение уже произошло, позади беседы, разговоры, слезы родителей, просьбы и запреты, впереди — суд, и на скамье подсудимых ребенок, который так и не стал еще взрослым… Учет всех привходящих обстоятельств, исчерпывающее знание о подростке, его окружении — необходимы для того, чтобы принять правильное решение.

Участник проекта «Примирение», судья Череповецкого районного суда Ольга Савилова: — Судье необходимо знать, в какой семье живет подросток, каков круг его общения, является ли его поведение, которое привело его к преступлению, результатом влияния взрослых, кто эти взрослые люди — либо подростки старшего возраста, либо неблагополучная семья, в которой родители сами оказывают негативное воздействие — не работают, злоупотребляют спиртными напитками… Тогда уже ребенок идет на преступление просто для того, чтобы найти себе пропитание и какую-то одежду. Поэтому нам необходима полная картина по ребенку, по его жизни до того, как он совершил преступление, и судье необходимо знать, кто находится на скамье подсудимых — либо закоренелый преступник, несмотря на юный возраст, либо просто ребенок, который в силу каких-то жизненных обстоятельств сбился с пути…

Сколько стоит человеческая жизнь? А жизнь и будущее ребенка? Вопросы, на которые не смогло ответить ни одно государство в мире. Развивающиеся сегодня усилиями общественных, благотворительных организаций и фондов программы восстановительных и примирительных практик могут сыграть очень важную роль в ситуации, когда специальное «детское правосудие» в нашей стране пока отсутствует. Сила этих программ в их конкретности, обращенности к частному случаю, драме конкретной личности, вовлеченной в ситуацию, и это касается как причинившего ущерб, так и потерпевшего. Стремление предотвратить, помочь избежать ошибки свидетельствует о росте ответственности всего общества за судьбу ребенка, о росте в глазах нашего общества ценности каждой отдельной человеческой жизни и судьбы.

                                                                                                                                                      А.Валентинов

Остальные статьи