fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Как замотивировать ребенка к учебе
12 июля 2021

Такой вопрос-проблему мама задала психологу проекта "Баланс" из Воркуты. "Он не способен самоорганизовываться и учиться. Не проявляет усилий в учебной деятельности, не принимает здравых решений, не стремится к каким-либо достижениям. Что делать?".

Ситуация
Родители обращают внимание на эту проблему, когда ребенок уже в третьем или четвертом кассе. Первое время, в 1 -2 классе, взрослые считают вполне нормальным процесс выполнения домашнего задания совместно с ребенком. Не замечают, как он может перекладывать ответственность на родителя и не прилагает своих волевых усилий. В этом случае говорить о внутренней мотивации на учебную деятельность не приходится. Большинство родителей прибегают к внешней мотивации: заставляют, угрожают, подкупают или даже выполняют вместо него уроки.

Ребенок демотивирован, потому что сталкивается с непосильной для себя ношей, не способен справиться, и весь результат – это не его самостоятельные действия. Так формируется стратегия избегания трудностей в учебной деятельности.

Ребенок начинает уклоняться, откладывать выполнение заданий на потом, ждет помощи родителя, не надеясь на свои собственные силы и навыки. Тема домашних заданий в итоге становится болезненной и для ребёнка, и для родителей. Частично это связано с тем, что родители отдают детей в «продвинутые» школы с более интенсивным обучением. Нагружают дополнительными занятиями, не учитывают его реальных физиологических ресурсов и получают уставшего ребенка и такого же уставшего родителя — первому тяжело учиться, второму — контролировать и мотивировать.

Что делать? Ответ специалиста
В данном случае нужно помочь ребёнку организовать день так, чтобы он самостоятельно смог справляться с домашним заданием. Это будет возможно, если процесс выполнения домашнего задания для ребенка будет посильным, когда его каждодневная нагрузка будет соответствовать его личному и физиологическому потенциалу.

Обязательно важно следить за процессом обучения, быть в сотрудничестве с педагогами и детскими специалистами: логопедом, психологом, дефектологом, детский психоневрологом.

Ресурс к самостоятельности
Родителям важно знать, чем интересуется ребенок с раннего детства, помогать расширять его кругозор. Научить обращать внимание на изменения в природе, в людях, способах общения, окружающем мире в целом, анализировать это и делать свои выводы. Учить ставить цели и быть настойчивым в их достижении. Цель для маленького ребенка должна быть реальной и достижимой, которую он сможет выполнить за короткий период (например, закончить разукрашивать рисунок или закончить поделку). От достижения маленьких целей ребенок чувствует прилив энергии.

Действия
Лучше всего дать ему право выбора, какие цели он хочет достичь. Затем помочь ему составить план. Запишите вместе с ним конкретные действия, которые он должен совершить, чтобы достичь цели, и сроки выполнения этих действий. Общаясь с ребенком, обсуждайте, к чему приведут его действие или бездействие. Спросите, во имя чего он это делает? Время от времени проверяйте, как идет выполнение плана, помогая ребенку концентрироваться на достижении целей, но при этом ни в коем случае не выполняйте за него.

Признавайте и цените его усилия. Для достижения используйте внешнюю мотивацию. Например похвалу, скажите ему: «Я верю в тебя. Если ты чего-то действительно захочешь, то можешь этого добиться». И даже если он не достиг цели, обязательно отметьте его усилия, давая понять, что важен приложенный труд, его инициатива и упорство. Так взрослый учит ребенка быть последовательным, упорным в достижении цели, что в школьном периоде и повлияет на формирование внутренней мотивации.

Задача перед родителями
Посмотрите на мир глазами ребенка, чтобы понять его точку видения. Почаще вспоминайте свое восприятие мира в детстве — это поможет вам лучше понять детей.

Большинству подростков сложно выстраивать перспективу будущего, поэтому задача родителя - показывать эту связь. Впереди контрольные, экзамены, ЕГЭ и выбор профессии. У ребенка в этот период усиливается тревога. Скажите ребенку: «Да, возможно сейчас ты чего-то не знаешь, и это нормально! Но ты и не можешь знать, что будет в будущем. Прислушайся к себе, чем бы ты хотел заниматься?». Обсудите разные варианты, найдите минимум две вещи, которые устроят вас и будут интересны вашему ребенку. При этом нужно задавать вопросы: «Если ты используешь эту идею, что получится? При каком исходе ты будешь доволен результатом? В чем может быть ошибка (риск) этого варианта решения?» .

Помните, если деятельность вашего ребенка будет соответствовать его внутреннему выбору, тогда он с большим упорством и воодушевлением будет идти к конечной цели. И даже, если его постигнет неудача, то это не станет препятствием, он сможет попробовать еще раз.

Как говорила героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт о Хара: «Я никогда не буду голодать!» - вот это мотивация!

Необходимо знать!
Если делать за ребенка домашнее задание или со скандалом заставлять его делать уроки, то это способствует задержке в развитии его волевых усилий и самостоятельности. Он будет испытывать насилие над собой, обманывать себя и вас, то есть его внешнее поведение не будет соответствовать его истинным чувствам. Когда ребенок будет удовлетворять собственные потребности, тогда ему не нужна будет внешняя мотивация, появляется желание лично улучшить свое качество жизни.

О проекте "Баланс"
Команда специалистов оказывает комплексную поддержку семьям с детьми в кризисной ситуации, в том числе в ситуации до/во время/после развода, где дети подверглись жестокому отношению в семье. Специалистами организовано взаимодействие с территориальным центром социальной помощи семье и детям, управлением общественных отношений, отделом опеки и попечительства, образовательными учреждениями, воркутинским городским судом.

Проект реализуется на базе Территориального центра социальной помощи семье и детям ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на средства компании Северсталь. Контакты руководителя - Кузнецова Людмила Алексеевна, 8 (82151) 2-06-00.

Остальные новости