Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
Ресурсно-методический центр БФ «Дорога к дому»: мы изучаем проблемы, вы предлагаете решения
06 августа 2020

Хотите принять участие в открытом конкурсе проектов БФ «Дорога к дому», но не знаете, на что направить свои усилия?

Предлагаем вам познакомиться с результатами актуальных исследований, проведенных специалистами ресурсно-методического центра Фонда. Отчеты содержат данные о современной ситуации и проблемах, с которыми сталкиваются череповчане.

  • "плохое" поведение родителей (мы узнали мнение череповчан о трех группах родителей: имеющих пристрастие к алкоголю, применяющих физическое наказание в отношении детей, имеющих судимость; а также измерили степень допустимости вмешательства специалистов в семьи горожан).

70% череповчан уверены в необходимости постановки родителей на учет, передачу под наблюдение специалистов соответствующих организаций и учреждений, в случае отклоняющегося поведения родителей.

Результаты исследования позволяют утверждать, что жители города придерживаются максимальной социальной дистанции с родителями, имеющими алкогольную зависимость, допускающими физическое наказание своих детей или имеющих судимость. Дистанцирование в отношении данных граждан не зависит от пола, возраста, уровня образования или сферы деятельности респондентов. На степень допустимости отношений влияет только «размер» негативного поведения исследуемых родителей.

  • школьные конфликты (мы изучили как школьники конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками)

Больше всего конфликтов у школьников происходит со сверстниками; среди причин - недопонимания и расхождения точек зрения на какую-либо проблему. На втором месте по частоте – родители. Чаще всего разногласия между детьми и родителями происходят из-за оценок в школе, непонимания друг друга и несогласия в отношениях. Меньше всего конфликтов происходит с учителями. Среди причин - несправедливые замечания со стороны учителей и оценки.

Рождение малыша с нарушением в развитии изменяет весь ход жизни семьи и является причиной ее продолжительной дезадаптации. Родители отдаляются от знакомых, друзей, родственников, которые тоже испытывают кризис. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Среди проблем, возникающих в таких семьях, могут быть дефицит внимания для здоровых детей, ущемление их прав, отсутствие заботы, перекладывание обязанностей по уходу за особенным ребенком или содержанию дома в чистоте, оказание эмоциональной поддержки родителям, ограничение в общении с друзьями и прочее. Вместе с тем дети могут испытывать трудности, воспитываясь вместе с братьями или сестрами с ограниченными возможностями: проявлять негативные эмоции по отношению к братьям/сестрам или родителям, закрываться от внешнего мира, увлекаться деструктивными тенденциями и течениями. Действительно ли это так мы узнали, проанализировав череповецкие семьи.

Женщины оценили Череповец на твердую «4», считая, что в городе создано многое для удобства беременных женщин и мам с детьми в возрасте от 0 до 6 месяцев. Основной опорой во время беременности является муж или партнер, также родственники и врач-гинеколог. После родов к «группе поддержки» добавляются подруги.

Пятерку наиболее интересных для беременных череповчанок тем открывает подготовка к родам, далее - восстановление после родов, на третьем месте - развитие и воспитание ребенка, следующая позиция - уход за младенцем, пятую строчку занимает подготовка к материнству (роли мамы). У молодых мам в фокусе интересов - развитие и воспитание ребенка, уход за ним. Женщин также интересуют вопросы, которые касаются собственного восстановления после родов: это и физическая активность, и выстраивание супружеских отношений уже в новых ролях. Оформление пособий и возможность заработка для молодых мам также актуальные темы.

Удобными формами получения информации по волнующим темам для ожидающих ребенка являются индивидуальные консультации, чтение специальной литературы, консультации совместно с супругом/партнером, консультирование в группе с другими беременными. Предпочтительные формы получения информации для мам схожи с предыдущим списком. В первую очередь, это индивидуальные консультации специалистов, во вторую, чтение тематических групп в социальных сетях, общение на родительских форумах, чатах, консультирование в группе с другими мамочками. Возможность консультации совместно с партнером также привлекает опрошенных.

Специалисты, работающие с кризисными семьями и детьми, уверены в том, что занятия по реабилитационному досугу полезно посещать всем детям, которым нужна социальная или психологическая помощь. Это не зависит от возраста, участие могут принимать как младшие, так и старшие школьники. Чаще всего это подростки, о которых говорят: «связался с плохой компанией», замкнулась в себе, не вылезает из интернета, не разговаривает с родителями или учителями и пр.

После организуемых занятий изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Это зависит от самого несовершеннолетнего, если у него нет желания работать, то изменений либо не будет, либо занятия повлияют отрицательно. Дети становятся общительнее и послушнее; кто-то стал меньше врать; улучшилась успеваемость в школе; стал более уверенным в себе; более дисциплинированным. Но универсальной программы реабилитации для несовершеннолетнего не существует, также разовое посещение занятий и отказ от сопровождения куратором не принесут ожидаемого эффекта.

На сегодняшний день в российском обществе не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными. Для череповецких педагогов одаренные дети – это преимущественно те, у кого с рождения есть уникальные качества и таланты, данные природой. Это группа несовершеннолетних, которым необходимо в школе уделять особенное внимание (отличное от внимания к другим детям).

Способы усиления мотивации педагогов по выявлению и развитию одаренных детей представлены двумя группами мнений. Первая включает материальное стимулирование педагогов и оборудование классов. Вторая – необходимость снижения нагрузки и сокращения отчетности, облегчение документооборота в школе. По ссылке http://dorogakdomu.ru/materials/soc/ вы познакомитесь с результатами прошлых лет.

Обсудить и задать вопросы по всем темам проведенных исследований Вы можете с руководителем РМЦ Аленой Богомоловой socbogomolova@ya.ru  +7 921 256 0613.

Остальные новости