fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
У нас каждый день ругань
17 сентября 2021

Ситуация
"Моему ребенку 8 лет, он второклассник. В первом классе было всё хорошо, домашнее задание не задавали. А сейчас начался учебный год, каждый день надо делать уроки и это просто беда! Сын не может выполнять задания самостоятельно, у нас каждый день ругань. Я не знаю, что делать".

Ответ психолога проекта "Факультет родительских наук" из Вологды:
В школьном возрасте у детей (заметьте, не у вас) появляется серьезная обязанность ученика – это подготовка домашнего задания. Очень важно уделить этому внимание на начальном этапе, потому что мы можем помочь ребенку или принять эту обязанность и научиться с ней справляться, почувствовать успех, или сформировать у него негативные эмоции по поводу домашней работы, которые будут сопровождать его на протяжении всего обучения в школе.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, понимает ли, для чего в школе задают задание на дом (дети должны понимать, зачем они это будут делать).

Если ребенок не может ответить на этот вопрос, предложите ему посмотреть на домашнее задание и конкретно проговорите (например: «посмотри, вот вы прошли букву в школе, а дома учитель предлагает тебе ее написать, как ты думаешь, для чего? Потренироваться, чтобы запомнить, как пишется буква, или чтобы у тебя был красивый и понятный почерк, для развития твоей памяти, внимания).

☼ Родителям важно помнить:
- помогать с домашней работой нужно в самом начале, но не делать за ребенка (чаще всего это ваше присутствие рядом, если ребенку это необходимо, говорите приятные слова, погладьте по спинке)
- организуйте рабочее место, сделайте так, чтобы ребенка ничего не отвлекало (выключить телевизор, вынести в другую комнату телефон)
- если делаете сразу несколько заданий, нужны перерывы, лучше всего подвигаться, стряхнуть напряжение
- обсудите с ребенком, когда он будет делать домашнее задание. Важно, чтобы это не было поздно вечером (если ребенок будет предлагать такой вариант, объясните, что вечером он уже устанет и ему сложнее будет сосредоточиться и выполнить задание быстро и правильно. Вариант: если ты сделаешь домашнее задание заранее, тогда у нас останется время перед сном для того, чтобы вместе почитать (придумайте что-то значимое для ребенка)
- первое время напоминайте ребенку о домашнем задании, будьте терпеливы и спокойны, это должно встроиться в жизнь ребенка, а для этого нужно время. Предложите ему самому выбрать, с какого задания он хочет начать (полезны фразы: сам решай; хорошо, это твое решение; как ты сам решишь). Если ребенок затрудняется выбрать, предложите варианты – можно с самого интересного или с самого легкого
- придерживайтесь темпа ребенка, не подгоняйте, если видите, что ошибся или затрудняется (фразы: посмотри внимательно сюда, подумай)
- если ребенок говорит, что ему непонятно. Вы - не делайте за ребенка, а старайтесь задавать ему вопросы, побуждать подумать, хотя бы предположить (способы: если не понятно задание, нужно перечитать несколько раз и пусть ребенок вам проговорит, как он понял, что ему нужно сделать (это еще полезно, потому что формирует умение слышать и понимать инструкцию, которое очень важно в учебной деятельности); если не знает ответ – пусть скажет свое предположение, как он думает)
- если ребенок просит о помощи. Не делайте за него, а вопросами помогайте: в чем у тебя затруднение, что тебе нужно делать сейчас, что тебе не хватает, каких знаний
- обязательно хвалите ребенка в процессе, по результату (найдите за что конкретно: пусть это будет самый красивый, на ваш взгляд, элемент, самая красивая буква (даже если она такая одна), за то, что чисто без исправлений написал, за то, что старался и вы это видели, посчитал правильно).

Создавайте ситуацию успеха, и ребенок со временем поверит в свои силы и, наоборот, если подготовка уроков будет сопровождаться отрицательными эмоциями, он будет избегать этой работы. Подбадривайте ребенка (фразы: у тебя обязательно все получится, ты можешь, попробуй еще раз).

☼ Приемы, которые можно использовать родителям:
- чтобы о чем-то договориться с ребенком, можно составить с ним договор, как настоящий, с подписями, в котором прописать условия (выбрать, что ребенку важно, по поводу чего у вас конфликты возникают и договориться, что, допустим, он может играть на телефоне (обязательно обговорите время) только после того, как сделает уроки на сегодня, подпишитесь оба, поставьте печать и повесьте на стену (на все возражения в дальнейшем и про не справедливо, будете показывать договор). Можно подключить авторитет папы, пусть он заверит ваш договор. Поговорите про серьезность такого документа (например, какие последствия может повлечь не соблюдение договора в действительности у нас взрослых)
- можно использовать гаджеты как поощрения: когда ты сделаешь уроки, тогда (но это время тоже входит в экранное время)
- если в семье есть дети, которые учатся в школе, то дети охотнее делают уроки «за компанию», то есть в одно время
- можно поставить на стол тарелку с чем-нибудь вкусным (что не запачкает руки и тетрадь, например, орехи, очищенные семечки), так сформируете приятные ассоциации у ребенка
- можно иногда использовать поощрения типа «когда сделаешь уроки, тогда мы вместе попьем чай» (или что-то значимое для ребенка).

Необходимо знать!
Не срывайтесь на ребенка, не кричите! Помните, что, когда ребенок боится, чувствует от вас угрозу, он не в состоянии думать, у него отключаются мыслительные процессы, и он не делает не потому, что вредничает вам, а потому, что не в состоянии делать и себя заставить делать тоже не может, так устроена психика ребенка.

Наберитесь терпения, будьте мудрыми и любите своего ребенка! Приятного времяпровождения вместе!

Благодарим за материал специалистов проекта "Факультет родительских наук" БФ "Дорога к дому" "Северсталь" из Вологды.

Остальные новости