fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Постройте счастливые отношения с особенными приемными детьми
28 июня 2021

 

В каждой семье отношения между родителями и детьми складываются по-разному – у всех свои сложности. Если вы воспитываете ребенка с проблемами в развитии и со здоровьем, важно знать возможные трудности ваших отношений.

В помощь семьям, которые усыновили или удочерили особенного ребенка (или только хотят это сделать), Галина Ковалева, специалист проекта БФ «Дорога к дому» «Особенные дети в приемной семье: общественное мнение», кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета, подготовила советы на основе глубинных интервью с родителями.

- Как проходит период адаптации особенного ребенка в семье?

- Проблемы проявляют себя на различных этапах развития приемной семьи. Сам процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает в себя некоторые особенности, проявляющиеся по- разному. Практически все родители отмечали, что, тк называемый "медовый месяц" проходит относительно спокойно. Родители и дети приспосабливаются друг к другу. Дети стараются «понравиться»: выполняют все домашние правила, с видимым удовольствием откликаются на просьбы о бытовых заданиях и поручениях. Родители стремятся завоевать доверие, уважение и любовь приемных детей. Если в семье есть и другие дети, то и они позитивно относятся к новым братьям или сестрам. Об этом практически говорили все участники опроса. Необходимо подчеркнуть, что в Школе приемных родителей специалисты говорили об этом периоде и предупреждали, что он перейдет рано или поздно в более сложный период, когда по прошествии времени, приемные дети осознают, что живут в семье, которая должна стать им родной, начинают вести себя непринужденно. Внешние проявления ситуации вполне видимы: дети отказываются от выполнения просьб, капризничают, конфликтуют, проявляют немотивированную агрессию (портят вещи, игрушки, шумят, кричат в отсутствие родителей), замыкаются в себе, не отзываются на ласку, совершают попытки убежать из нового дома. Это трудно не только для детей, но и для родителей, других членов семьи.
Если в семье есть родные дети, особенно старшие по возрасту, то они рано или поздно начинают задавать вопросы: «Зачем вы ее/его или их взяли?», «Что теперь вы будете с ним/ними делать?». Конфликты между приемными и кровными детьми в этой ситуации случаются, что вполне понятно.

Еще раз подчеркнем, что формирование здоровой, счастливой семьи это процесс сложный. Он обусловлен многими факторами. Среди участников интервью были родители, в семье которых уже воспитываются особые дети (в этом случае не важно, кровные они или приемные), и нам показались интересными их комментарии. Одним из благоприятных факторов  успешной адаптации и счастливой совместной жизни становится наличие в семье других детей, имеющих проблемы в развитии или отклонения в здоровье (ОВЗ, инвалидность). И особенно, если это дети со сходными диагнозами. Личный опыт родителей помогает найти правильный вариант общения и взаимодействия с ребенком, помочь войти в семью и назвать ее  своей. Именно это позволяет дать совет потенциальным родителям, которые задумываются о том, чтобы взять на воспитание ребенка с проблемами в развитии при наличии в семье других  детей с отклонениями, не бояться этого шага и трудностей. Можно считать, что «общие беды помогают жить», и особый ребенок не может стать препятствием для формирования полноценной и здоровой семьи. нельзя сказать однозначно, когда и чем заканчивается адаптационный период, у всех он протекает по - разному. Но то, что ребенок стал  называть когда-то чужих ему людей мамой/папой, а других членов семьи бабушкой/дедушкой, братом/сестрой, это есть момент рождения семьи. Не раз и не два на вопрос: "Что вы планируете в будущем? или "Что вы хотите в будущем?", родители говорили о намерении взять еще детей на воспитание. Ни один из наших респондентов не говорил о серьезных материальных затруднениях, которые может испытывать или испытывает сейчас.  Стремление реализовать себя в материнстве/отцовстве, желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, таковы основные мотивы приемных родителей.

 

- Как семье может помочь обучение в «Школе приемных родителей»?

- Опыт обучения в «Школе приемных родителей» помогает потенциальным усыновителям на всех этапах развития отношений с детьми. Большинство респондентов говорили, что в той или иной мере были готовы к разному развитию событий. Когда возникали острые ситуации, которые требовали разъяснений мотивов детского поведения, они вспоминали, что нечто подобное уже слышали.

Одна из мам высказалась в пользу коротких «напоминающих» курсов, чтобы сохранить полученные в школе знания.

- Какая польза семье, когда в ней воспитываются нескольких особых детей?

- Возможные проблемы не страшат родителей, которые берут на воспитание не одного, а несколько детей. В этом случае дети сами помогают друг другу, не претендуют исключительно требующего внимания со стороны членов семьи, без ревности относятся к родителям.

Многодетная семья не позволяет приемным особым детям оставаться со своей проблемой один на один. Именно представители такой семьи говорят, что их жизнь наполнена интересными событиями, они оказываются легче на подъем, активнее проводят совместный досуг и отдых.

При этом, дети все равно находятся на виду, отношения между ними основываются на взаимопонимании: старшие и младшие умеют договариваться между собой, мальчики помогают девочкам по дому, в учебе, они больше переживают друг за друга.

- Какова роль духовного воспитания в приемной семье?

- Приемная мама, в семье которой 12 детей (из них 10 приемных), пояснила, что особую роль в их жизни сыграла духовная жизнь. Благодаря ей родители получают поддержку. Однажды помощь понадобилась маме с проблемами в отношениях с детьми, принятыми в семью в подростковом возрасте, которые жили ранее в асоциальной семье, а затем - в детском доме. Дети с трудом подчинялись правилам общей жизни, при общении использовали ненормативную лексику (дочь не гнушалась матами на протяжении 8 месяцев). Встречи со священником помогли выстроить здоровую форму отношений в семье наряду с постоянной помощью специалистов..  

 

- Как складываются отношения особых детей с обществом?

- Родителям важно объяснять другим детям, чем вызвано необычное поведение их особенных сына или дочери. В семье, где живет ребенок с аутизмом (дошкольного возраста), были ситуации, когда другие дети реагировали настороженно, испытывая тревогу и страх, но грамотные родители объяснили все правильно, и жизнь семьи наладилась.

Интересно, что в случаях, где на себя эту задачу берет отец, разрешение проблемы существенно облегчается. Но, чаще всего, именно мама старается сгладить ситуацию. Это связано с тем, что на материнство возлагается стереотипно большая ответственность. Однако в тех случаях, где дети воспитываются в полной семье, проблем на порядок меньше. Родители практически единодушно (и мать, и отец) говорят, что семья, в основе которой лежат любовь и взаимопонимание, а также разделенная ответственность за воспитание детей – залог счастливой жизни. На вопрос: «Счастливы ли вы?», респонденты практически без колебаний давали утвердительный ответ.

- Какие проблемы могут возникнуть через какое-то время?

- На пути развития отношений между детьми и родителями встает немало проблем, которые проявляются не сразу, а по мере их формирования. Родители отмечали, что у детей школьного возраста появляются трудности   в отношениях с одноклассниками. Дети не всегда однозначно принимаются коллективом, особенно, если речь идет о подростке. Они с трудом заводят друзей, испытывают проблемы в общении. Если в семье один приемный ребенок, он дольше испытывает трудности такого характера: избегает неосознанно общения, испытывает чувство неуверенности, тревоги и страха. В этом случае помогает разнообразие видов деятельности за пределами школы/детского сада: посещение кружков, спортивных секций, разнообразный досуг (посещение музеев, театра). Но это "работает " , когда ребенок уже освоился в семье, привык к новым условиям, в которые  он попал.

Приемные родители подчеркивали необходимость постоянного контакта со школьными учителями, тренерами, воспитателями. Ни в одном из случаев не было отмечено, что череповецкие учителя не шли на контакт, напротив, они старались помочь, как детям, так и родителям.

- Какие семейные трудности бывают при воспитании разнополых детей?

- Неоднозначной можно назвать проблему, когда в семье воспитываются разнополые дети. Одна из мам стала испытывать страх за свою 7-летнюю дочь, когда увидела (как ей показалось) «неправильную» заинтересованности к ней со стороны 13-летнего приемного сына. Деликатная проблема ее волновала, но говорить о ней мама не решалась ни с кем.  В итоге, не нашла ничего лучше, как искусственно разделить детей не только территориально, стала вмешиваться в отношения между ними, вполне осознавая, что наносит вред. Последующее обращение к специалистам, чтение литературы принесло свои результаты, но тревожное состояние у мамы пока сохраняется. Специалисты, работающие с приемными семьями отмечают, что неразрешенные вовремя жизненные проблемы могут привести к отказу от ребенка, что крайне не желательно и трагично для ребенка

Формирование гармоничных отношений между родителями и детьми в приемной семье, воспитывающей детей с ОВЗ и инвалидов, требует помощи и поддержки со стороны специалистов и ранней диагностики проблем.

Справка: проект «Особенные дети в приемной семье: общественное мнение» Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь» реализуется на базе кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

 

Остальные статьи