Что делать, если подросток перечит родителям, а малыш не дает себя одевать в детском саду. Многих взрослых выводит из себя такое поведение детей. Занятость и усталость, незнание мешают родителям почувствовать потребности ребенка.
О том, как предотвратить конфликты с детьми, понять особенности ребенка разного возраста, мы поговорили с Ириной Смирновой, ведущим регионального курса «Семьеведение» для специалистов проекта «Семья – это важно!», кандидатом педагогических наук, доцентом, начальником отдела научно-методического обеспечения деятельности Центра, психолого-педагогического сопровождения замещающих семей Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области, членом Экспертной группы по развитию образовательного семьеведения Проект-Центра Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (г. Пенза).
- Почему для гармоничных взаимоотношений с детьми родителям нужно учитывать их возрастные и личностные особенности
- Мы, родители, нередко попадаем в ситуацию непослушания, непонимания со стороны своих детей. Большинство в таких случаях склонны винить сыновей и дочерей. Часто можно услышать от взрослых фразы: «Он нарочно меня злит», «Она делает все наоборот», «Сына как подменили». Такая реакция - ошибочна. Потому что, как ни парадоксально, но в большинстве случаев то или иное поведение несовершеннолетних – это не их «злой умысел», а последствие неправильных слов или поступков взрослых.
Следовательно, если мы, родители, будем лучше знать возрастные и индивидуальные особенности своих детей, сначала думать и только потом реагировать на ситуации, их поведение для нас будет более предсказуемым, а конфликтов станет меньше.
- Давайте попробуем разобраться на примерах
- Трехлетнюю девочку мама приводит в детский сад, старается быстрее переодеть, отправить в группу и скорее бежать на работу. Но девочка отводит руку мамы со словами: «Я сама!». Мама начинает сердиться: «Мала еще спорить! С тобой вечером папа поговорит с помощью ремешка!». К сожалению, мама неправа. В этом возрасте у ребенка появляется потребность в самостоятельности. Он пытается открыть себя как отдельную личность. Ребенок начинает осознавать, что способен влиять на окружающий мир, стремится проявлять свою волю и мнение, начинает негативно относиться к ограничениям.
- И как в такой ситуации поступать родителям
- Детскую попытку стать хотя бы немного самостоятельнее нужно всячески поощрять. С ребенком надо учиться договариваться. От этого во многом зависит степень его самостоятельности в будущем. Давайте посмотрим на примере общения родителя и подростка.
Подростку 14 лет, папа в приказной форме высказывает требования: «Ты должен…», «В последний раз предупреждаю…», «Не сделаешь, пеняй на себя!». Сын в грубой форме заявляет, что он никому ничего не должен. Начинается конфликт. Папа не прав, так как в подростковом возрасте сын вправе ожидать к себе отношение как к взрослому человеку. Поэтому слова приказа лучше заменить более подходящими фразами: «Сделай, пожалуйста..», «Помоги, пожалуйста…», «Я очень надеюсь на твою помощь…». В результате – просьба будет выполнена, а конфликта не будет.
- Какие существуют особенности у детей разного возраста
- В каждом возрасте психологические потребности детей меняются. В 2 года - потребность в движении, в общении со взрослыми. В 11-13 лет - потребность быть принятым в группе сверстников. В 16 – 17 лет - потребность ответить на вопрос: «Кто я и какое мое место среди других?».
Приходим к выводу, что знание взрослыми возрастных особенностей детей – это своеобразная профилактика сложных ситуаций. Если хотим изменить детей, надо начинать меняться самим! Другой конструктивный путь повлиять на наших детей сложно найти.
Справка: Проект «Семья - это важно!» реализуется на базе Центра здоровья БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника № 1» на средства компании Северсталь.
Вас могут заинтересовать проекты
