Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
«Стиль воспитания и его влияние на формирование личности преступника»
22 июня 2018

Специалистами проекта «Твой шанс» программы «Дорога к дому» проводится психологическая работа в исправительной колонии №1 г. Вологда с осужденными женщинами, которые готовятся к освобождению. На территории города Череповец работа ведется с их семьями.

Такая поддержка семьи направлена на улучшение внутрисемейных отношений, устранение конфликтных ситуаций, принятие женщинами на себя ответственности за воспитание своего ребенка, развитие материнских чувств и установление эмоционально близких отношений между матерью и ребенком.

За год работы с женщинами в колонии и опекунами их детей, которые, в большинстве своем, являются родителями осужденных, удалось установить факт, что бабушки и дедушки (опекуны) воспитывают внуков так же, как когда-то воспитывали своих детей. Было выявлено два самых распространенных типов воспитания в таких семьях: авторитарный и опекающий.

Авторитарный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся этого стиля, держат ребенка под жестким контролем, решают, что для него будет лучше, не интересуются мнением ребенка, подавляют его, не терпят, если ребенок их не слушает или поступает по-своему. У ребенка в такой семье практически нет личного пространства и собственного мнения. Все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. За провинности наказывают, часто жестоко. Живут по принципу: «Родитель всегда прав!»

Ребенок до определенного возраста выполняет все, что ему говорят беспрекословно. Но в подростковом возрасте родители утрачивают свой авторитет, страх перед наказанием постепенно исчезает. Дети «идут» за пониманием в уличные компании. Они выходят из под контроля родителей, становятся «неуправляемыми». Любыми способами пытаются отделиться от родителей. Часто в этот период подростки начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Дома постоянно возникают конфликты с родителями, и ребенку все меньше и меньше хочется туда возвращаться, эмоциональная связь между родителем и ребенком утрачивается полностью.

Опекающий стиль воспитания

При опекающем стиле воспитания родители постоянно тревожатся за ребенка, пытаясь оградить его от всевозможных несчастий. Ребенок практически лишен самостоятельности в физическом, психическом, социальном развитии. Когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

С одной стороны, это очень заботливые родители, которые всю свою жизнь посвящают ребенку, но с другой стороны, они просто проживают за ребенка его жизнь, подавляя при этом волю и свободу ребенка. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Дети в таких семьях часто вырастают беспомощными, инфантильными, неуверенными в себе. Они испытывают проблемы в социализации, внушаемы, ведомы. Некоторые дети в подростковом возрасте наоборот стремятся выйти из чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию. Постоянный контроль со стороны родителей развивает у таких детей скрытность, они учатся обманывать, используя ложь как средство самозащиты.

«Как при авторитарном, так и при опекающем стиле воспитания ребенок не живет своей жизнью. Его личные желания, амбиции подавляются родителями, в жесткой форме при авторитарном стиле и в мягком при гиперопеке. У ребенка нет права выбора, не развито чувство ответственности, недостаточно сформированы прогностические функции. «Улица» дает им свободу от постоянного контроля родителей, здесь они становятся самостоятельными, начинают осознавать себя как личность. В стремлении казаться более взрослыми и независимыми подростки совершают правонарушения, курят, употребляют алкоголь, наркотики. Некоторые, чтобы быть «как все», некоторые, чтобы выделиться», — пояснила специалист проекта.

Самая главная задача психологической работы с осужденными женщинами и их семьями заключается в том, чтобы восстановить эмоциональную связь между членами семьи, помочь детям и родителям понять друг друга, разделить зоны ответственности. Объединить усилия всех членов семьи для выхода из кризиса, чтобы они действовали вместе, но не нарушали личное пространство друг друга. Донести до родителей, что ребенок проживает свою жизнь и совершает свои ошибки, и какими бы не были мотивы родителей, не стоит лишать его самостоятельности. Родитель или опекун, могут помочь подростку справиться с трудностями, помочь осознать причины этих трудностей, но не решать все проблемы за него.

Остальные статьи