Целевая программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Партнерство во имя детей
В проекте «Зеленая комната» программы «Дорога к дому» психологи в своей деятельности используют песочную терапию как инструмент для работы с чувствами детей, ставшими жертвами или свидетелями насилия, с их родителями.
31 июля 2018

В рамках реализации проекта «Зеленая комната» целевой программы «Дорога к дому» компании «Северсталь» психологи в своей деятельности используют песочную терапию как инструмент для работы с чувствами детей, ставшими жертвами или свидетелями насилия, с их родителями.

 

Ребенку, пережившему насилие, бывает трудно не только говорить о случившемся, но и начать диалог. Наладить контакт безболезненно помогает взаимодействие с песком. Психолог вместе с ребенком прикасаются к песку, пересыпают, сжимают, прячут ладошки, исследуя свойства песка, обращая внимание на ощущения, которые появляются при манипуляциях с песком. Эти простые упражнения помогают снять напряжение, тревожность, формируют доверие к взрослому.

Полезно добавлять различные мелкие игрушки, с помощью которых можно помочь ребенку выстроить, а в дальнейшем проработать травмирующие ситуации и болезненные воспоминания. Можно использовать и различные колоды с метафорическими ассоциативными картами, которые можно класть на песок, выстраивая цепочку событий, передвигать, засыпать их песком, символично убирая из жизни негатив.

Песочная терапия используется в предварительных беседах с ребенком перед проведением следственных мероприятий, в реабилитационной работе, в консультировании родителей, которые иногда не знают с чего и как начать разговор, и сами нуждаются в психологической поддержке и проработке негативных чувств. Не менее полезно в работе с детьми-жертвами насилия рисовать на песочных световых столах.

Рисуя песком на световых столах, ребенок помогает вернуться «в себя» безопасно, обрести уверенность, заявить о своих границах: «Я есть в этом мире».

Отпечатки на песке, их разрисовывание и украшение – это ощущение и заполнение внутренней территории. Поэтому полезны игры на песке в сочетании с пальчиковыми играми, где ребенок играет сам и с другими людьми (родителями, психологом, детьми), когда ладошки сталкиваются, хлопают, прикасаются друг к другу, а пальчики здороваются, превращаются в кого-то, например, в червячков и в песке встречаются, находят друзей и вместе играют.

 
«Взаимодействие с песком бережно помогает детям-жертвам насилия и их родителям не только пережить тяжелую ситуацию, отработать травмирующие воспоминания, но и вернуть эмоциональное равновесие, понять свои потребности и стремления, открыть потенциал ребенка, стать человеком создающим, творческим, помогает выразить себя», - пояснила психолог проекта «Зеленая комната» Наталья Смелкова.

Материал подготовила психолог Смелкова Наталья Валентиновна

Остальные статьи