fbpx
Благотворительный фонд "Дорога к дому" - профессиональная некоммерческая площадка с механизмами разработки и внедрения социальных технологий; развивает партнерство между ведомствами, сферами, СМИ, наукой; ресурсный центр для НКО России
Cеминар-практикум «Успешные подходы и практики в современной социальной работе»
12 апреля 2012

 

Когда изменяемся мы – изменяется мир

…Жила в небольшом селе, каких много на Вологодчине, семья. Работы нет, переехать в город – средств не хватает, да и специальности, подходящей для городской жизни, нет ни у отца, ни у матери. И выход, казалось им, один: забыться в алкоголе. Двое детей оказались фактически брошенными при живых родителях. Можно ли помочь такой семье?

…Мальчик пришел в детский дом после спецшколы для несовершеннолетних, куда направлен был за драку. Обозленный, школу прогуливал, хулиганил… Казалось: изменить уже ничего невозможно, путь в жизни остался один – преступления и тюрьма.

Подобных случаев любой из социальных работников области расскажет множество. И до последнего времени работа шла, в основном, «воспитательная»: мол, как ты живешь? Так нельзя – давай берись за ум! С небольшими вариациями: взрослым - «Какими вырастут твои дети?», детям - «Кем ты станешь? Как жить будешь?».

«Иногда было ощущение тупика, - признавались социальные работники. – Приходишь в семью, видишь, что положение тяжелое, детям есть нечего, - и не знаешь чем помочь: материальная помощь не безразмерна, да и оказывать ее постоянно не выход – люди потом начинают ждать, когда им дадут денег, и вообще перестают делать что-то сами».

Конечно, были и другие результаты: иные семьи действительно «брались за ум», находили работу, жизнь налаживалась, отношения с детьми тоже. Отчего было так? Программа "Дорога к дому" (партнерство бизнеса ОАО «Северсталь», власти города Череповца и Вологодской области и общественных организаций) дает объяснение: так происходит, когда человек берет ответственность за свою жизнь на себя.

К сожалению, многие из нас привыкли с детства, что за наши поступки отвечает кто-то: родители, учитель, муж (жена), органы соцзащиты, даже порой полиция, кто-то еще… Но вспомните: когда вы делали что-то с желанием, а когда совсем наоборот?

Если вы пройдетесь воспоминаниями по всей жизни, скорее всего вывод будет таким: хотелось делать то, что вы сами выбрали (хоть грядки полоть – но если это ваше решение!), а «из-под палки» вы трудились, когда дело было вам навязано и не стало вашим (и это могла быть даже поездка на пляж – сплошной отдых).

Но когда за человека постоянно решают другие (какой шарфик надеть, с кем дружить, в какой вуз поступать…), он перестает делать выбор сам. И наступает момент, когда во всех неблагоприятных событиях своей жизни он начинает обвинять других. Так легче, но только на первый взгляд: если виноват кто-то – значит, я сам не могу изменить ничего. Я так и буду жить в нищете, пить горькую, просить денег у органов соцзащиты или брюзжать на тему, какое плохое государство: я не умею жить иначе.

Как изменить это? Как сделать, чтобы человек увидел, что жизнь может быть иной? Вопрос вопросов социальной работы…

В благотворительной программе "Дорога к дому" ответ на него есть: передать человеку ответственность за его жизнь. Не упреками, наставлениями или нотациями, это бесполезно, - а с помощью особой технологии, которая называется «развивающий диалог».

Собственно говоря, это не столько технология, сколько огромная внутренняя работа над собой психологов и специалистов социальной сферы. Ведь так же, как человеку в трудной жизненной ситуации свойственно искать виноватых, так и тем, кто работает с такими людьми, привычно обвинять их самих (или жалеть) и пытаться заставить жить иначе. Человек будет сопротивляться или соглашаться – однако менять свою жизнь не станет: у объекта воздействия, какими, как правило, являются клиенты социальных работников, нет на это сил.

Все меняется, когда человек становится равноправным участником общения, а в перспективе – и жизни. Именно это и происходит во время развивающего диалога: специалист испытывает к своему клиенту не раздражение или жалость, а уважение, любовь, веру, интерес, смирение и благодарность. Каждая из этих позиций – словно лепесток волшебного цветка, и только все вместе они сотворят чудо: человек понимает, что за свою жизнь он отвечает сам, принимает эту ответственность – и начинает искать выход из ситуации; постепенно перестает требоваться и помощь специалиста. Собеседник чувствует, как расправляются крылья, появляется энергия, творческий поиск…

Об этих «чудесах» рассказывали участники семинара.

 

Из интервью с участниками семинара

 

Ирина Кондрашова, детский дом, Тотьма:

- Я пересмотрела все ценности, больше полюбила себя. И дочь сейчас это перенимает. И будущим замещающим родителям на занятиях говорю: «Полюбите себя – это передастся детям!». Мы видим, что новые технологии реально помогают нашим клиентам – замечательным людям – решать проблемы.

 

Ольга Абанина, детский дом, Тотьма:

- У меня произошел пересмотр ценностей в отношениях с подростками. Стало больше личного общения, я по-другому отношусь к их поступкам: понимаю, что ребята большей частью не хотят причинить нам вред – просто не умеют действовать по-другому. Это помогает не раздражаться, а разговаривать так, чтобы каждый смог сам разобраться: чего ему не хватает, какая его потребность не реализована – для чего он хулиганит? Приведу лишь один пример. После спецшколы пришел к нам подросток (попал туда за драку). Уроки прогуливал, не учился, дрался… Вначале мы применяли старые методы, как привыкли: нравоучения, контроль. Толку не было. И мы решили применить череповецкий опыт - начали передавать ему ответственность за поступки. Он как раз влюбился, перед девочкой хотелось казаться взрослым, а как – он не знал. И мы договорились, что он может возвращаться в детский дом в 21 час, когда не дежурит; мы не будем заставлять его сидеть на самоподготовке – он вправе учить уроки вместе с девочкой (она в том же классе учится, и родители не против их встреч) или сам: это его ответственность. И это доверие оказало огромное влияние! Подросток перестал прогуливать школу, начал учиться. Он понял, что от него самого зависит, как сложится его жизнь, - а мы помогаем ему понять, чем отличается взрослое поведение от обычного хулиганства или бравады.

 

Владимир САФРОНОВ, зав. отделением профилактики несовершеннолетних БУ СО ВО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»:

- К нам в центр дважды попадал мальчик – убегал из дома. Я стал с ним говорить об ответственности: если он решает жить один – хотя бы какое-то время – значит, он берет на себя ответственность за последствия: где жить, на что, как питаться и т.д. Готов ли он к этому? Он после раздумий признался, что не готов: за помощью обращается к матери. Больше он к нам не попадает! Удалось поработать и с мамой: она учится передавать ответственность сыну за его поступки. Думаю, что в этой семье все получится.

***

Есть и еще одно «чудо развивающего диалога»: самим специалистам стало легче работать, ушло ощущение тупика («Я выкладываюсь, тащу их за собой, а толку никакого: с одной и той же семьей работаем годами…»), появились результаты, а с ними и радость. Это и впрямь похоже на волшебство… Впрочем, вполне прогнозируемое: когда человек берет ответственность за свою жизнь на себя, у него появляется энергия для достижения целей и ощущение наполненности жизни.

 

Ирина РОМИНА

Остальные статьи