Наверняка многие хоть раз в жизни наблюдали такую картину: в торговом центре или кафе ребенок закатывает истерику родителям, кричит, скандалит, что-то требует, а папа и мама не знают, что с этим делать. Рано или поздно приходит момент, когда послушный малыш начинает бунтовать. Нередко это можно наблюдать и у подростков. Как договориться с ребенком в таких ситуациях, рассказывает психолог проекта «Комплексная служба поддержки семьи и ребенка». *Проект «Комплексная служба поддержки семьи и ребенка» реализуется за счёт средств Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов и средств компании «Северсталь».
Иногда нам, взрослым, необходимо сделать что-то важное, но это никак не входит в планы нашего ребенка, и он сопротивляется изо всех сил.
Например, вам необходимо срочно получить или отправить заказное письмо по почте, а для этого нужно отстоять очередь. Малышу скучно, и он начал капризничать, а потом и истерить. Неприятная ситуация. Как чаще всего мы поступаем? Уговариваем, убеждаем ребенка, можем раздражаться, «включаем» строгую интонацию или даем ему в руки свой телефон, включая игру, а, может, обещаем что-то вкусное. Очень быстро ребенок осваивает эту схему и начинает сразу торговаться, стараясь оказать нам услугу с наибольшей выгодой для себя.
Но как же лучше действовать? Итак, вернемся к ситуации на почте. Предположим, вашему ребенку от 4 до 6 лет. И он совсем не готов тратить свое время, стоя в длиннющей очереди. Самое первое – «не подключаться» к эмоциям. Важно сохранять спокойствие, даже если остальные люди от детского нытья и воплей начали его терять.
Сначала предложить: «Давай поговорим спокойно и обсудим наши планы». Затем стоит обозначить состояние малыша: «Я вижу, что ты расстроен (рассержен, обижен на меня). Потом уточните, что хочет ребенок сейчас, какие были у него планы? Спросите: «Что ты хотел делать?». Повторите желание ребенка, чтобы он понял, что вы его слышите: «Я понимаю, ты хочешь сейчас гулять (играть, смотреть мультфильмы и т.п.).
Присоединитесь к его чувствам: «Я тоже сожалею, что так вышло…» Обозначьте важность этого дела для вас: «Мне очень важно отправить это письмо, это часть моей работы. Я знаю, что для тебя это не просто, и буду тебе очень благодарна, если ты поможешь мне выполнить мою работу хорошо». За проявленное терпение пообещайте долгожданное удовольствие. Нарисуйте радужные перспективы — это должно быть то, что ваш ребенок любит. Избегайте предлагать гаджеты и сладости. Пусть лучше это будет игра или другое любимое занятие. Например: «Давай мы сейчас потерпим эту очередь, а потом выйдем на улицу и пойдем, куда ты скажешь» или: «Придем домой и вместе поиграем, в то, что ты так любишь…». Теперь нужно «скрасить» время ожидания в очереди.
Отвлеките внимание ребенка, займите чем-нибудь. Пусть это будет словесная игра, например: «Угадай, какое слово я загадал на букву «Л». Или привлеките его внимание к чему-то яркому и интересному: «Смотри, какая собачка красивая на открытке! Как бы ты ее назвал? Она с цветами, наверное, хочет кого-то поздравить с Днем рождения!». Подбадривайте и похваливайте: «Я так рада, что ты со мной сейчас! С тобой весело!» И обязательно сдержите свои обещания, когда наконец-то все будет сделано.
Такое терпеливое и уважительное отношение к чувствам ребенка поможет улучшить ваши отношения.
Вас могут заинтересовать проекты
